Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
- Oxoтниk
- Сообщения: 478
- Зарегистрирован: 08 янв 2011, 18:20
- Двигатель:: 2.5 Common Rail
- Мой автомобиль(и):: Mitsubishi PajeroSport 2.5 DI-D AT
- Откуда: Реутов
- Откуда: Реутов
- Благодарил (а): 20 раз
- Поблагодарили: 131 раз
Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
После провалившейся попытки посетить Кольский полуостров в 2015-ом из-за обрыва ГРМ на трассе Кола, желание, не только не исчезло, но и окрепло. Так, что поездка эта была неизбежной. И вот она случилась!
В этот раз мы решили ехать не одни, а объединиться с Tovarisch-Zyukin, чтобы веселее, а главное спокойнее. Ехать решили когда потеплее, а именно с 30 Июля по 14 Августа (на самом деле нужно было ехать на недельку раньше, но кто же угадает капризы Северной природы).
Непосредственная подготовка к поездке была минимальной, по большому счету набор шмурдяка давно сформирован. Так что составили список продуктов, собрали личные вещи, распределили общественную нагрузку и погнали. Хотя что касается авто — за год многое добавилось. Машина стала подготовленной к преодолению водных препятствий, обзавелась лебедкой, под замену попала подвеска, был решен вопрос с перегревами, и был куплен автомобильный бокс! И это не считая всяких мелочей, но их перечислять не буду
Но перейдем к делу
Поездка на Кольский для нас была первой, поэтому решили сделать её "обзорной", постараться охватить максимум мест.
Оглядываясь назад могу сказать, что это было ошибкой, выбранный темп оказался слишком высоким, для полноты ощущений нужно двигаться более размеренно.
План был выехать из Москвы утром в Субботу, одним днем доехать до Карелии, от туда отправиться к Белому морю, посетить Кузоменьские пески, затем марш бросок до Мурманска, Из Мурманска, через Печенгу на Немецкую дорогу, Муста-тунтури, п-о Средний, п-о Рыбачий, назад в Мурманск через Титовку. Из Мурманска в Хибины, из Хибин в Карелию и в Москву. И все это за 15-16 дней.
В 9:15 утра 30 Июля мы встретились на заправке на МКАД и тронулись в путь.
На фото рядом с Охотниkом Владимир aka Seventeenth — штурман экипажа Алексея.
Поехали по Ленинградке, для ускорения процесса ехали по M11. Доехали до первого места стоянки без приключений и особых пробок, хотя и заняло это чуть больше времени чем планировалось.
Встали лагерем в проверенном месте — "Семиозерье", что в районе поселка Тенгусельга. Вот уже четвертый год подряд начинаем свое путешествие на Север от сюда.
Отдохнули денек, перевели дух, поели черники. Водичка в озерах теплая, вечером — так вообще парное молоко, хотя это ощущение складывается на фоне прохладного воздуха. Лето выдалось совсем не жаркое.
Но не Карелия цель данного путешествия, так что долго здесь не задерживаемся. В Понедельник, 01.08.16 выдвигаемся дальше, следующая стоянка запланирована уже в Мурманской области, на озере Колвицкое, за Кандалакшей, так что марш бросок предстоит не слабый, 880км.
Так что ночь настигла нас еще в дороге, хотя ночью это уже назвать было трудно. Все-таки движемся на Север! А там, хоть и заканчивается, но все еще полярный день! Так что закатом наслаждаемся очень долго. Солнце хочет спрятаться за лес и сопки, но мы его не отпускаем, наматывая километры на колеса.
Полярный круг мы проскочили в сумерках, и ночью прибыли в место запланированной стоянки в Мурманской области. Все, это уже не Карелия, это уже Заполярье!
Оз. Колвицкое — живописное место, близко к трассе, от того популярное, но нам тут не надолго, поэтому не страшно. Первое впечатление очень хорошее, песок, сосны, виды, но осмотр утром. А сейчас надо разбить лагерь и лечь спать, дорога была не простая.
На утро проснувшись и позавтракав отправились на осмотр места. Где же мы остановились?
Рядом с машинами огромный стол и лавки. Есть возможность натянуть тент.
Сразу за столом крутой обрыв, галечный пляж и озеро.
Огромное. В дали видны острова и противоположный берег в дымке.
На линии прибоя — валуны, некоторые поросли лишайником, образующим причудливые узоры.
А утро тихое. Хочется стоять и смотреть в даль. Вечером был сильный туман. Теперь он начинает рассеиваться.
Все еще пасмурно, но первые лучики солнца пробиваются сквозь облака. День обещает быть хорошим.
Очень хочется задержаться тут подольше. Но планы подгоняют, нас ждет Белое море.
И вот мы мчимся дальше, к Белому Морю и Кузоменьским пескам. Проезжаем Умбу, притормаживаем в д. Кузрека. Тут нам впервые открывается вид на море.
Природа постоянно меняется, причем кардинально.
Примерно за 20км. до р.Варзуги и Кузоменьских песков мы выбираемся на прибрежную полосу. Вот тут у меня по настоящему очень понравилось. Первое сильное впечатление с начала поездки.
Холодное Белое Море, почти все время в дымке, сливающееся на горизонте с небом, соленый ветер с запасом водорослей.
На земле ковер из мха и ягод. И по всюду грибы! Просто огромное кол-во подосиновиков. Все ровненькие, чистенькие видны за много метров.
Очень много водиники и голубики, встречается костяника и среди всего этого предательски много волчей ягоды.
После вкусного грибного супчика и небольшого расслабона едем к пескам.
Местами дорога проходит прямо по берегу моря. Во время отлива прибрежная полоса очень широкая, вода уходит далеко.
Отправились гулять по морскому дну. Ушли так далеко, что машины на берегу еле различимы.
К Кузоменьским пескам добираемся уже в сумерках
Интересное место. Обладает сильным характером. Но и тут мы не на долго, на следующий день нас ждет дорога в Мурманск!
После Белого моря и Кузоменьских песков мы отправились к главной цели нашего путешествия — полуостровам Средний и Рыбачий. Встретившись с друзьями в Мурманске, переночевав в гостинице и немного отдохнув от походной жизни мы отправились дальше!
На полуострова решили заезжать не традиционно, через Титовку, а через Печенгу, по старой Немецкой дороге. Во-первых Немецкая дорога сама по себе представляет большой интерес, во-вторых по ней можно доехать до перевала Места-тунтури с нужной стороны.
Немного покружив по Печенге мы нашли путь через военный полигон к реке Каккурийоки, с пересечения которой в брод и начинается дорога.
Это первый настоящий брод Охотниkа. Поэтому преодолевать его было очень страшно. Все-таки устье реки напрямую связано с Печенгским заливом, а значит на уровень воды влияют приливы и отливы. К счастью мы были на месте в нужное время. Тщательно изучив дно был выбран маршрут и брод взят! Как оказалось у страза глаза велики. А настоящая засада ждала буквально через 100 метров.
Ручей размыл дорогу и образовался непреодолимый провал.
Объезд справа был уже обозначен распаханной колеёй грузовиков. Деваться не куда, не разворачиваться же в самом начале!
Стоило только съехать в грязь — машина встала! Оказалось перегорел предохранитель приборной панели, на который завязано питание топливного насоса.
Что это было — понять так и не удалось, но вероятно в броде что-то замкнуло. Хотя потом бродов было еще много и гораздо более глубоких и длинных.
Заменив предохранитель, постелив гать нам удалось преодолеть ручей и выйти на Немецкую дорогу
Удивительно как она сохранилась в таком состоянии в суровых условиях Заполярья. Да, мосты над ручьями разрушены, кое где есть промоины, но в целом она идеальна!
Вокруг потрясающие виды
Встречаются остатки построек и искусственно вырубленные пещеры
А так же многочисленные следы боев
И даже партизаны
А впереди Муста-тунтури!
Немецкая дорога довольно прямая. Ну то есть она, конечно петляет среди сопок и озер, но она следует строго с запада на восток и имеет, только одну развилку. Возле этой развилки мы и заночевали, что бы на утро отправится на перевал Муста-Тунтури. Зайти мы на него хотели с юго-запада, т.к. с этой стороны можно ближе всего подобраться к вершине прямо на автомобилях. К тому же у нас была надежда, что там же можно перевал и преодолеть, но это оказалось совершенно не возможно.
Вся немецкая дорога сохранилась в очень хорошем состоянии. По сравнению с нашими, современным "направлениями" которые пересекают полуострова Средний и Рыбачий и подходы к ним — ее действительно можно смело называть дорогой. Хотя и на ней есть пара мест, которые требуют большого внимания и слаженной работы пилота и штурмана. На пути к перевалу такие места есть.
Самым сложным оказалось место, немного не доезжая "подводной дороги". Там нужно пройти крутой поворот в узком месте, где с одной стороны скала, а с другой — обрыв и озеро. Препятствие мы благополучно преодолели, и даже по два раза, ведь потом пришлось возвращаться с перевала обратно. Но оба раза все были так сосредоточены на прохождении трудного участка, что никто не заснял это на камеру.
Сама подводная дорога тоже заставляет немного напрячься. Это насыпь из камней проходящая по дну озера. Ширина насыпи около 4х метров. Когда въезжаешь в воду — брод из-за бликов на воде совершенно не виден. Ориентиром является только выезд на сушу, благо насыпь прямая. Ведь съезд с нее фатален. Глубина озера приличная и обрыв резкий.
Но вот мы и прошли все препятствия и подобрались в плотную к перевалу. Следов войны тут еще больше. Колючая проволока, осколки фугасов, гильзы, траншеи, насыпи и блиндажи.
После посещения перевала мы направились к полуостровам. Преодолеть перевал в том месте на авто невозможно, поэтому по Немецкой дороге мы вернулись немного назад и проехали на восток до дороги соединяющей Средний с Титовкой. Таким образом водопад Титовский мы оставили на обратную дорогу.
Похода на Среднем все время менялась. Въезжали мы под дождем, потом вышло солнце, но проехав чуть больше половины западного берега мы уперлись в густой туман, который струился перетекая через землю, сливаясь с низкими облаками.
Туман немного скомкал планы. Въехав в него мы отправились на поиски орудий береговой обороны. Пришлось немного поплутать, но вот мы у цели.
Довольно мрачное место. Но очень интересное. На поверхности одинокие доты и несколько орудий, а под землей система коридоров, соединяющих их в единую сеть. склады для хранения боеприпасов, технические помещения, казармы и прочее.
Во всех помещениях абсолютно темно. Под землю ни проникает ни одного лучика света.
Т.к. утром нам нужно быть на Рыбачьем — задерживаться тут не стали, ведь еще очень хочется посетить двух братьев.
К сожалению, погода не располагала к спокойной прогулке у скал. В тумане было очень сыро и холодно, моросил дождь. Из нашего экипажа я один вылез из машины, чтобы сделать фотографии и взглянуть на Братьев поближе.
Зрелище, надо сказать, разочаровало. В основном из-за небрежного отношения авто-туристов к природе. Не смотря на вполне отчетливую дорогу — изъезжено все вокруг так, что некуда ступить.
А сами скалы красивы и величественны. Стоят, обдуваемые северными ветрами, как стражи не знающие усталости.
А на следующее утро мы начнем путешествие по Рыбачьему.
Проехав по западному берегу п-о Средний и переночевав на перешейке, утром наше путешествие продолжилось дальше. Был выбран не стандартный маршрут.
От пос. "Большое Озерко", через центр полуострова, мы отправились к Зубовском губе, где на мысе среднем была запланирована ночевка.
Пробираясь по центру полуострова, нам открывались виды тундры невероятной красоты. А в рации не прекращаясь лился интереснейший рассказ Maveric-mrm обо всем, что касается Кольского в целом, и Рыбачьего со Средним в частности.
Благодаря Максу удалось увидеть своими глазами наскальные рисунки древних людей, оставленных на скалах Рыбачьего недалеко от Зубовской губы еще в эпоху мезолита (среднего каменного века).
Преодолев дорогу через центр полуострова мы выехали к морю.
Баренцево море, Северный Ледовитый Океан! В первый первый раз завораживает невероятно. Да и не в первый, думаю, не слабо.
Но вот мы на месте. Мыс Средний. Проведем здесь остаток дня и ночь.
В лагере готовится вкусный ужин, гуляем по окрестностям, фотографируем, расслабляемся. За долгое время напряженного пути у нас довольно продолжительная стоянка. Спешить некуда. Наслаждаемся природой и общением друг с другом.
"Исполинские" сосны и березы тундры. Около 25см в высоту.
После выхода на побережье в районе Зубовской губы нам захотелось пройти весь северный берег, от мыса Цыпнаволок до Немецкого. После чего вернуться классической дорогой, вдоль западного берега и таким образом покрыть практически весь полуостров, кроме его юго-восточной части. Сказано — сделано.
На Цыпнаволок мы поехали не разбирая лагеря одной машиной, прямо вечером. Благо вечер на Рыбачем понятие относительное. Посетили его самую северную часть — мыс Лауш.
На следующий день, снявшись с места — отправились на запад, к Немецкому.
По пути, конечно же заехали на мыс Кекурский. Пожалуй одно из самых живописных мест северного побережья.
Интересно, но в каждом новом месте полуострова скальная порода отличается от предыдущего, но при этом имеет общие черты. Каждый мыс, каждый залив одновременно и похож и уникален.
После посещения Кекурского и легкого обеда мы взяли курс на последнюю значимую точку этого дня — мыс Немецкий. А после него — назад в Мурманск.
Вот он, край земли!
Выбравшись с Рыбачьего и отдохнув денек в Мурманске мы отправились в обратный путь. Но по дороге нас ждало еще одно замечательное место — Хибины. Крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Геологический возраст — около 390 млн лет. Очень хотелось посетить это место, особенно после поездки на Кавказ, горы не перестают манить.
С утра отправляемся в путь по Коле, сворачиваем на Апатиты, Кировск, и вот они, горы Хибин!
Горы сильно отличаются от тех, что я видел раньше. Склоны пологие, и хотя высота достигает 1200м над уровнем моря — из-за рельефа не выглядят особенно высокими.
Наш путь лежит через долину рек Вудьяврйок и Кунийок, насквозь, через весь горный массив с Юга на Север.
Осадков в Хибинах много, а летом особенно. По словам встречающихся на пути туристов — неделю до нас стояла теплая и солнечная похода. А сейчас вокруг ходят тучи. Видимо все солнечные дни лета пришлись именно на ту неделю, но мы на нее опоздали. Хотя, погода меняется часто и среди туч и накрапывающего дождика переодически пробивается солнце.
По дороге нам попадается знак "Водопад Красивый". Указатель трудно не заметить. 100-200м по отворотке вправо от основной дороги и мы на месте.
Водопад действительно красивый. Высокий, полноводный. А в противоположную сторону открываются потрясающие виды на долину.
Движемся дальше. Дорога, по большей части приличная. Камни — если идет по руслу рек, или слегка размытая грунтовка. На слегка подспущенных колесах идем мягко и уверенно. На Немецкой дороге и на Рыбачьем порой встречались трудно проходимые участки с камнями, после них тут просто идеальная трасса.
Перед нами стояла задача — пройти Хибины насквозь и встать лагерем на оз. Гольцовое. Когда мы подъехали к Щучьему и осмотрели берег — оказалось, что дальше идти можно только по воде. А это значит, что нужно преодолеть брод. Надо сказать, что с первого взгляда он выглядит пугающе. Первая попытка сунуться в воду, по очевидной траектории чуть не закончилась затоплением. На удачу, к нам на встречу с Гольцового вышел Nissan Patrol. Посмотрев на него мы ринулись в воду.
Видео с преодолением брода чуть ниже Снимали его на обратном пути.
Лагерем встали в самом конце Гольцового.
С места стоянки нам открылся вид на озеро и горы Партомпорр и Рисчорр.
Обратите внимание как меняется погода. На закате они стояли освещенные заходящим солнцем, а на утро все затянуло тучами и покрыло туманом.
К сожалению, нам не удалось провести в Хибинах столько времени сколько хотелось, обстоятельства заставляли двигаться дальше. Поэтому мы собрались в обратный путь, чтобы к ночи быть в Карелии, в районе Сегежи, а еще через день в Москве.
Но сначала надо пройти в обратном направлении уже знакомые броды )
В общем и целом все очень спокойно, хотя без шноркеля там делать нечего. Ну и нырок в одном из бродиков был впечатляющим. Из салона казалось, что машина превратилась в подводную лодку.
Но вот все позади, нас ждет дорога в сторону дома.
По дороге "туда" проскочили полярный круг ночью. Так что фотографируемся на обратном пути )
По дороге домой была еще одна днёвка на Ондозере. Рыбалка на рассвете, сбор черники и распитие коварного раствора напоследок
Позади две недели увлекательнейшего путешествия, наполненного массой впечатлений, а впереди долгие вечера с воспоминаниями, размышлениями и мечтами о будущих поездках...
В этот раз мы решили ехать не одни, а объединиться с Tovarisch-Zyukin, чтобы веселее, а главное спокойнее. Ехать решили когда потеплее, а именно с 30 Июля по 14 Августа (на самом деле нужно было ехать на недельку раньше, но кто же угадает капризы Северной природы).
Непосредственная подготовка к поездке была минимальной, по большому счету набор шмурдяка давно сформирован. Так что составили список продуктов, собрали личные вещи, распределили общественную нагрузку и погнали. Хотя что касается авто — за год многое добавилось. Машина стала подготовленной к преодолению водных препятствий, обзавелась лебедкой, под замену попала подвеска, был решен вопрос с перегревами, и был куплен автомобильный бокс! И это не считая всяких мелочей, но их перечислять не буду
Но перейдем к делу
Поездка на Кольский для нас была первой, поэтому решили сделать её "обзорной", постараться охватить максимум мест.
Оглядываясь назад могу сказать, что это было ошибкой, выбранный темп оказался слишком высоким, для полноты ощущений нужно двигаться более размеренно.
План был выехать из Москвы утром в Субботу, одним днем доехать до Карелии, от туда отправиться к Белому морю, посетить Кузоменьские пески, затем марш бросок до Мурманска, Из Мурманска, через Печенгу на Немецкую дорогу, Муста-тунтури, п-о Средний, п-о Рыбачий, назад в Мурманск через Титовку. Из Мурманска в Хибины, из Хибин в Карелию и в Москву. И все это за 15-16 дней.
В 9:15 утра 30 Июля мы встретились на заправке на МКАД и тронулись в путь.
На фото рядом с Охотниkом Владимир aka Seventeenth — штурман экипажа Алексея.
Поехали по Ленинградке, для ускорения процесса ехали по M11. Доехали до первого места стоянки без приключений и особых пробок, хотя и заняло это чуть больше времени чем планировалось.
Встали лагерем в проверенном месте — "Семиозерье", что в районе поселка Тенгусельга. Вот уже четвертый год подряд начинаем свое путешествие на Север от сюда.
Отдохнули денек, перевели дух, поели черники. Водичка в озерах теплая, вечером — так вообще парное молоко, хотя это ощущение складывается на фоне прохладного воздуха. Лето выдалось совсем не жаркое.
Но не Карелия цель данного путешествия, так что долго здесь не задерживаемся. В Понедельник, 01.08.16 выдвигаемся дальше, следующая стоянка запланирована уже в Мурманской области, на озере Колвицкое, за Кандалакшей, так что марш бросок предстоит не слабый, 880км.
Так что ночь настигла нас еще в дороге, хотя ночью это уже назвать было трудно. Все-таки движемся на Север! А там, хоть и заканчивается, но все еще полярный день! Так что закатом наслаждаемся очень долго. Солнце хочет спрятаться за лес и сопки, но мы его не отпускаем, наматывая километры на колеса.
Полярный круг мы проскочили в сумерках, и ночью прибыли в место запланированной стоянки в Мурманской области. Все, это уже не Карелия, это уже Заполярье!
Оз. Колвицкое — живописное место, близко к трассе, от того популярное, но нам тут не надолго, поэтому не страшно. Первое впечатление очень хорошее, песок, сосны, виды, но осмотр утром. А сейчас надо разбить лагерь и лечь спать, дорога была не простая.
На утро проснувшись и позавтракав отправились на осмотр места. Где же мы остановились?
Рядом с машинами огромный стол и лавки. Есть возможность натянуть тент.
Сразу за столом крутой обрыв, галечный пляж и озеро.
Огромное. В дали видны острова и противоположный берег в дымке.
На линии прибоя — валуны, некоторые поросли лишайником, образующим причудливые узоры.
А утро тихое. Хочется стоять и смотреть в даль. Вечером был сильный туман. Теперь он начинает рассеиваться.
Все еще пасмурно, но первые лучики солнца пробиваются сквозь облака. День обещает быть хорошим.
Очень хочется задержаться тут подольше. Но планы подгоняют, нас ждет Белое море.
И вот мы мчимся дальше, к Белому Морю и Кузоменьским пескам. Проезжаем Умбу, притормаживаем в д. Кузрека. Тут нам впервые открывается вид на море.
Природа постоянно меняется, причем кардинально.
Примерно за 20км. до р.Варзуги и Кузоменьских песков мы выбираемся на прибрежную полосу. Вот тут у меня по настоящему очень понравилось. Первое сильное впечатление с начала поездки.
Холодное Белое Море, почти все время в дымке, сливающееся на горизонте с небом, соленый ветер с запасом водорослей.
На земле ковер из мха и ягод. И по всюду грибы! Просто огромное кол-во подосиновиков. Все ровненькие, чистенькие видны за много метров.
Очень много водиники и голубики, встречается костяника и среди всего этого предательски много волчей ягоды.
После вкусного грибного супчика и небольшого расслабона едем к пескам.
Местами дорога проходит прямо по берегу моря. Во время отлива прибрежная полоса очень широкая, вода уходит далеко.
Отправились гулять по морскому дну. Ушли так далеко, что машины на берегу еле различимы.
К Кузоменьским пескам добираемся уже в сумерках
Интересное место. Обладает сильным характером. Но и тут мы не на долго, на следующий день нас ждет дорога в Мурманск!
После Белого моря и Кузоменьских песков мы отправились к главной цели нашего путешествия — полуостровам Средний и Рыбачий. Встретившись с друзьями в Мурманске, переночевав в гостинице и немного отдохнув от походной жизни мы отправились дальше!
На полуострова решили заезжать не традиционно, через Титовку, а через Печенгу, по старой Немецкой дороге. Во-первых Немецкая дорога сама по себе представляет большой интерес, во-вторых по ней можно доехать до перевала Места-тунтури с нужной стороны.
Немного покружив по Печенге мы нашли путь через военный полигон к реке Каккурийоки, с пересечения которой в брод и начинается дорога.
Это первый настоящий брод Охотниkа. Поэтому преодолевать его было очень страшно. Все-таки устье реки напрямую связано с Печенгским заливом, а значит на уровень воды влияют приливы и отливы. К счастью мы были на месте в нужное время. Тщательно изучив дно был выбран маршрут и брод взят! Как оказалось у страза глаза велики. А настоящая засада ждала буквально через 100 метров.
Ручей размыл дорогу и образовался непреодолимый провал.
Объезд справа был уже обозначен распаханной колеёй грузовиков. Деваться не куда, не разворачиваться же в самом начале!
Стоило только съехать в грязь — машина встала! Оказалось перегорел предохранитель приборной панели, на который завязано питание топливного насоса.
Что это было — понять так и не удалось, но вероятно в броде что-то замкнуло. Хотя потом бродов было еще много и гораздо более глубоких и длинных.
Заменив предохранитель, постелив гать нам удалось преодолеть ручей и выйти на Немецкую дорогу
Удивительно как она сохранилась в таком состоянии в суровых условиях Заполярья. Да, мосты над ручьями разрушены, кое где есть промоины, но в целом она идеальна!
Вокруг потрясающие виды
Встречаются остатки построек и искусственно вырубленные пещеры
А так же многочисленные следы боев
И даже партизаны
А впереди Муста-тунтури!
Немецкая дорога довольно прямая. Ну то есть она, конечно петляет среди сопок и озер, но она следует строго с запада на восток и имеет, только одну развилку. Возле этой развилки мы и заночевали, что бы на утро отправится на перевал Муста-Тунтури. Зайти мы на него хотели с юго-запада, т.к. с этой стороны можно ближе всего подобраться к вершине прямо на автомобилях. К тому же у нас была надежда, что там же можно перевал и преодолеть, но это оказалось совершенно не возможно.
Вся немецкая дорога сохранилась в очень хорошем состоянии. По сравнению с нашими, современным "направлениями" которые пересекают полуострова Средний и Рыбачий и подходы к ним — ее действительно можно смело называть дорогой. Хотя и на ней есть пара мест, которые требуют большого внимания и слаженной работы пилота и штурмана. На пути к перевалу такие места есть.
Самым сложным оказалось место, немного не доезжая "подводной дороги". Там нужно пройти крутой поворот в узком месте, где с одной стороны скала, а с другой — обрыв и озеро. Препятствие мы благополучно преодолели, и даже по два раза, ведь потом пришлось возвращаться с перевала обратно. Но оба раза все были так сосредоточены на прохождении трудного участка, что никто не заснял это на камеру.
Сама подводная дорога тоже заставляет немного напрячься. Это насыпь из камней проходящая по дну озера. Ширина насыпи около 4х метров. Когда въезжаешь в воду — брод из-за бликов на воде совершенно не виден. Ориентиром является только выезд на сушу, благо насыпь прямая. Ведь съезд с нее фатален. Глубина озера приличная и обрыв резкий.
Но вот мы и прошли все препятствия и подобрались в плотную к перевалу. Следов войны тут еще больше. Колючая проволока, осколки фугасов, гильзы, траншеи, насыпи и блиндажи.
После посещения перевала мы направились к полуостровам. Преодолеть перевал в том месте на авто невозможно, поэтому по Немецкой дороге мы вернулись немного назад и проехали на восток до дороги соединяющей Средний с Титовкой. Таким образом водопад Титовский мы оставили на обратную дорогу.
Похода на Среднем все время менялась. Въезжали мы под дождем, потом вышло солнце, но проехав чуть больше половины западного берега мы уперлись в густой туман, который струился перетекая через землю, сливаясь с низкими облаками.
Туман немного скомкал планы. Въехав в него мы отправились на поиски орудий береговой обороны. Пришлось немного поплутать, но вот мы у цели.
Довольно мрачное место. Но очень интересное. На поверхности одинокие доты и несколько орудий, а под землей система коридоров, соединяющих их в единую сеть. склады для хранения боеприпасов, технические помещения, казармы и прочее.
Во всех помещениях абсолютно темно. Под землю ни проникает ни одного лучика света.
Т.к. утром нам нужно быть на Рыбачьем — задерживаться тут не стали, ведь еще очень хочется посетить двух братьев.
К сожалению, погода не располагала к спокойной прогулке у скал. В тумане было очень сыро и холодно, моросил дождь. Из нашего экипажа я один вылез из машины, чтобы сделать фотографии и взглянуть на Братьев поближе.
Зрелище, надо сказать, разочаровало. В основном из-за небрежного отношения авто-туристов к природе. Не смотря на вполне отчетливую дорогу — изъезжено все вокруг так, что некуда ступить.
А сами скалы красивы и величественны. Стоят, обдуваемые северными ветрами, как стражи не знающие усталости.
А на следующее утро мы начнем путешествие по Рыбачьему.
Проехав по западному берегу п-о Средний и переночевав на перешейке, утром наше путешествие продолжилось дальше. Был выбран не стандартный маршрут.
От пос. "Большое Озерко", через центр полуострова, мы отправились к Зубовском губе, где на мысе среднем была запланирована ночевка.
Пробираясь по центру полуострова, нам открывались виды тундры невероятной красоты. А в рации не прекращаясь лился интереснейший рассказ Maveric-mrm обо всем, что касается Кольского в целом, и Рыбачьего со Средним в частности.
Благодаря Максу удалось увидеть своими глазами наскальные рисунки древних людей, оставленных на скалах Рыбачьего недалеко от Зубовской губы еще в эпоху мезолита (среднего каменного века).
Преодолев дорогу через центр полуострова мы выехали к морю.
Баренцево море, Северный Ледовитый Океан! В первый первый раз завораживает невероятно. Да и не в первый, думаю, не слабо.
Но вот мы на месте. Мыс Средний. Проведем здесь остаток дня и ночь.
В лагере готовится вкусный ужин, гуляем по окрестностям, фотографируем, расслабляемся. За долгое время напряженного пути у нас довольно продолжительная стоянка. Спешить некуда. Наслаждаемся природой и общением друг с другом.
"Исполинские" сосны и березы тундры. Около 25см в высоту.
После выхода на побережье в районе Зубовской губы нам захотелось пройти весь северный берег, от мыса Цыпнаволок до Немецкого. После чего вернуться классической дорогой, вдоль западного берега и таким образом покрыть практически весь полуостров, кроме его юго-восточной части. Сказано — сделано.
На Цыпнаволок мы поехали не разбирая лагеря одной машиной, прямо вечером. Благо вечер на Рыбачем понятие относительное. Посетили его самую северную часть — мыс Лауш.
На следующий день, снявшись с места — отправились на запад, к Немецкому.
По пути, конечно же заехали на мыс Кекурский. Пожалуй одно из самых живописных мест северного побережья.
Интересно, но в каждом новом месте полуострова скальная порода отличается от предыдущего, но при этом имеет общие черты. Каждый мыс, каждый залив одновременно и похож и уникален.
После посещения Кекурского и легкого обеда мы взяли курс на последнюю значимую точку этого дня — мыс Немецкий. А после него — назад в Мурманск.
Вот он, край земли!
Выбравшись с Рыбачьего и отдохнув денек в Мурманске мы отправились в обратный путь. Но по дороге нас ждало еще одно замечательное место — Хибины. Крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Геологический возраст — около 390 млн лет. Очень хотелось посетить это место, особенно после поездки на Кавказ, горы не перестают манить.
С утра отправляемся в путь по Коле, сворачиваем на Апатиты, Кировск, и вот они, горы Хибин!
Горы сильно отличаются от тех, что я видел раньше. Склоны пологие, и хотя высота достигает 1200м над уровнем моря — из-за рельефа не выглядят особенно высокими.
Наш путь лежит через долину рек Вудьяврйок и Кунийок, насквозь, через весь горный массив с Юга на Север.
Осадков в Хибинах много, а летом особенно. По словам встречающихся на пути туристов — неделю до нас стояла теплая и солнечная похода. А сейчас вокруг ходят тучи. Видимо все солнечные дни лета пришлись именно на ту неделю, но мы на нее опоздали. Хотя, погода меняется часто и среди туч и накрапывающего дождика переодически пробивается солнце.
По дороге нам попадается знак "Водопад Красивый". Указатель трудно не заметить. 100-200м по отворотке вправо от основной дороги и мы на месте.
Водопад действительно красивый. Высокий, полноводный. А в противоположную сторону открываются потрясающие виды на долину.
Движемся дальше. Дорога, по большей части приличная. Камни — если идет по руслу рек, или слегка размытая грунтовка. На слегка подспущенных колесах идем мягко и уверенно. На Немецкой дороге и на Рыбачьем порой встречались трудно проходимые участки с камнями, после них тут просто идеальная трасса.
Перед нами стояла задача — пройти Хибины насквозь и встать лагерем на оз. Гольцовое. Когда мы подъехали к Щучьему и осмотрели берег — оказалось, что дальше идти можно только по воде. А это значит, что нужно преодолеть брод. Надо сказать, что с первого взгляда он выглядит пугающе. Первая попытка сунуться в воду, по очевидной траектории чуть не закончилась затоплением. На удачу, к нам на встречу с Гольцового вышел Nissan Patrol. Посмотрев на него мы ринулись в воду.
Видео с преодолением брода чуть ниже Снимали его на обратном пути.
Лагерем встали в самом конце Гольцового.
С места стоянки нам открылся вид на озеро и горы Партомпорр и Рисчорр.
Обратите внимание как меняется погода. На закате они стояли освещенные заходящим солнцем, а на утро все затянуло тучами и покрыло туманом.
К сожалению, нам не удалось провести в Хибинах столько времени сколько хотелось, обстоятельства заставляли двигаться дальше. Поэтому мы собрались в обратный путь, чтобы к ночи быть в Карелии, в районе Сегежи, а еще через день в Москве.
Но сначала надо пройти в обратном направлении уже знакомые броды )
В общем и целом все очень спокойно, хотя без шноркеля там делать нечего. Ну и нырок в одном из бродиков был впечатляющим. Из салона казалось, что машина превратилась в подводную лодку.
Но вот все позади, нас ждет дорога в сторону дома.
По дороге "туда" проскочили полярный круг ночью. Так что фотографируемся на обратном пути )
По дороге домой была еще одна днёвка на Ондозере. Рыбалка на рассвете, сбор черники и распитие коварного раствора напоследок
Позади две недели увлекательнейшего путешествия, наполненного массой впечатлений, а впереди долгие вечера с воспоминаниями, размышлениями и мечтами о будущих поездках...
С уважением, Константин.
PajeroSport II (Силовики, пороги, багажник МШУ; Шноркель; Свет HELLA; СиБи; Бодик 2"; Lovells Suspension HD; Зима: Mastercraft Courser MSR 32"; Лето: BFGoodrich MT KM2 33")
Охотниk на Drive2.ru
PajeroSport II (Силовики, пороги, багажник МШУ; Шноркель; Свет HELLA; СиБи; Бодик 2"; Lovells Suspension HD; Зима: Mastercraft Courser MSR 32"; Лето: BFGoodrich MT KM2 33")
Охотниk на Drive2.ru
- Russo81
- Сообщения: 1678
- Зарегистрирован: 01 окт 2009, 16:43
- Двигатель:: бензин
- Мой автомобиль(и):: Легковой:(
- Откуда: МО, г.Долгопрудный
- Благодарил (а): 547 раз
- Поблагодарили: 130 раз
Re: Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
Класс[emoji106] Добавил в закладки.
Руслан
P-2 Short Wagon 1998 6G74 АКПП сток - охренительный коротыш - продан:(
PS-2 2011 S04 - тоже классный-авто - 8 лет и 235000км - продан :((
P-2 Short Wagon 1998 6G74 АКПП сток - охренительный коротыш - продан:(
PS-2 2011 S04 - тоже классный-авто - 8 лет и 235000км - продан :((
- eddik
- Сообщения: 1441
- Зарегистрирован: 05 янв 2013, 07:23
- Двигатель:: 6G72
- Мой автомобиль(и):: МПС1 3.0 AT 2006 г
- Откуда: Москва
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 325 раз
- Поблагодарили: 51 раз
Re: Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
Привет почитал с удовольствием. Спасибо за отчёт.
восемь903пять611812.
Серебристый МПС 1 2006 г., Шины 305*70*16, шноркель, бодик 6 см. Передний и задний бампер от МШУ.
Серебристый МПС 1 2006 г., Шины 305*70*16, шноркель, бодик 6 см. Передний и задний бампер от МШУ.
- oasys
- Сообщения: 4764
- Зарегистрирован: 26 фев 2015, 20:50
- Двигатель:: 4M41
- Мой автомобиль(и):: Pajero 4
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 59 раз
- Поблагодарили: 308 раз
Re: Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
Спасибо, отличный отчет и фотографии!
Бывает защита от дурака, но никто еще не придумал защиту от идиота.
- Санчес75
- Сообщения: 3276
- Зарегистрирован: 23 сен 2012, 11:05
- Двигатель:: дизель
- Мой автомобиль(и):: NEW MPS
- Откуда: Москва
- Откуда: Москва и область
- Благодарил (а): 293 раза
- Поблагодарили: 287 раз
Re: Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
Благодарю за отчет!!!
НМПС 2,5TD AT, OME, Nitto MT 285/75/16, Nokian LT2 285/70/17.
СВ MJ-850, Lemm 2001 turbo.Thule Motion 800.
Беркут R24 PRO.Силовой обвес МШУ. Come-Up 9.5 Seal. Safari 665 и т.д.
СВ MJ-850, Lemm 2001 turbo.Thule Motion 800.
Беркут R24 PRO.Силовой обвес МШУ. Come-Up 9.5 Seal. Safari 665 и т.д.
- PadgeM
- Сообщения: 1966
- Зарегистрирован: 11 май 2016, 17:19
- Двигатель:: 4М41, Disel
- Мой автомобиль(и):: Pajero IV
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 155 раз
- Поблагодарили: 103 раза
Re: Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
Фото классные. Природа чудная, желание посидеть в одиночестве, подумать о жизни.
Вот, только, думал на рыбалку ездил, ждал фото. Ах, какая там могла бы быть рыбалка на хищника!!!
Вот, только, думал на рыбалку ездил, ждал фото. Ах, какая там могла бы быть рыбалка на хищника!!!
Графический дизайнер
@Brashart
@Brashart
- Hidemon
- Сообщения: 2559
- Зарегистрирован: 09 фев 2008, 22:00
- Двигатель:: 4n15
- Мой автомобиль(и):: PaSport III 2.4
- Откуда: Отсюда
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 42 раза
- Поблагодарили: 97 раз
Re: Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
Чем теплее вода, тем активнее хищник. Не надейся, что за ПК рыбалка лучше, чем в Астрахани. ИМХО, ибо был и на севере и на юге.PadgeM писал(а):Фото классные. Природа чудная, желание посидеть в одиночестве, подумать о жизни.
Вот, только, думал на рыбалку ездил, ждал фото. Ах, какая там могла бы быть рыбалка на хищника!!!
Mitsubishi Pajero Sport 2005г.в. 6G72, V4A51-5-DB, ABS уехал в Сибирь
Mitsubishi PaSport 2.5 2010 г.в. 4D56; 100500; Nexus 7; Pioneer DEH-80PRS кнопки на руле; TC-750.
PaSportIII 2.4
Mitsubishi PaSport 2.5 2010 г.в. 4D56; 100500; Nexus 7; Pioneer DEH-80PRS кнопки на руле; TC-750.
PaSportIII 2.4
- Oxoтниk
- Сообщения: 478
- Зарегистрирован: 08 янв 2011, 18:20
- Двигатель:: 2.5 Common Rail
- Мой автомобиль(и):: Mitsubishi PajeroSport 2.5 DI-D AT
- Откуда: Реутов
- Откуда: Реутов
- Благодарил (а): 20 раз
- Поблагодарили: 131 раз
Re: Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
Да, с рыбалкой как-то не срослось. Не особенно мы рыбаки, а где пытались - ничего не получалось. Натаскали на супчик окуньков на Ондозере на последней стоянке, от туда фото рассвета последняя.PadgeM писал(а):Фото классные. Природа чудная, желание посидеть в одиночестве, подумать о жизни.
Вот, только, думал на рыбалку ездил, ждал фото. Ах, какая там могла бы быть рыбалка на хищника!!!
С уважением, Константин.
PajeroSport II (Силовики, пороги, багажник МШУ; Шноркель; Свет HELLA; СиБи; Бодик 2"; Lovells Suspension HD; Зима: Mastercraft Courser MSR 32"; Лето: BFGoodrich MT KM2 33")
Охотниk на Drive2.ru
PajeroSport II (Силовики, пороги, багажник МШУ; Шноркель; Свет HELLA; СиБи; Бодик 2"; Lovells Suspension HD; Зима: Mastercraft Courser MSR 32"; Лето: BFGoodrich MT KM2 33")
Охотниk на Drive2.ru
- alex2x2
- Сообщения: 1839
- Зарегистрирован: 22 дек 2013, 15:54
- Двигатель:: 6G75
- Мой автомобиль(и):: Pajero 4 3.8 EFS Suspension
- Откуда: Москва ЮАО
- Благодарил (а): 26 раз
- Поблагодарили: 83 раза
Re: Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
Рассказ просто высший!!!!! треки сохранились у вас? я бы прокатился по вашем у маршруту.
most people respect badge...
...Everyone respects the gun
...Everyone respects the gun
- Oxoтниk
- Сообщения: 478
- Зарегистрирован: 08 янв 2011, 18:20
- Двигатель:: 2.5 Common Rail
- Мой автомобиль(и):: Mitsubishi PajeroSport 2.5 DI-D AT
- Откуда: Реутов
- Откуда: Реутов
- Благодарил (а): 20 раз
- Поблагодарили: 131 раз
Re: Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
Спасибо!alex2x2 писал(а):Рассказ просто высший!!!!! треки сохранились у вас? я бы прокатился по вашем у маршруту.
Треки не писал, но могу "ткнуть пальцем". Так что если нужны уточнения по каким-то местам - велком в ЛС.
С уважением, Константин.
PajeroSport II (Силовики, пороги, багажник МШУ; Шноркель; Свет HELLA; СиБи; Бодик 2"; Lovells Suspension HD; Зима: Mastercraft Courser MSR 32"; Лето: BFGoodrich MT KM2 33")
Охотниk на Drive2.ru
PajeroSport II (Силовики, пороги, багажник МШУ; Шноркель; Свет HELLA; СиБи; Бодик 2"; Lovells Suspension HD; Зима: Mastercraft Courser MSR 32"; Лето: BFGoodrich MT KM2 33")
Охотниk на Drive2.ru
- Sasha1970
- Сообщения: 7699
- Зарегистрирован: 21 окт 2010, 12:57
- Двигатель:: 6G74 GDI 3.5 л
- Мой автомобиль(и):: Pajero III, GDI, 2004, черный,
- Откуда: Москва
- Откуда: Москва, Красногвардейская
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 13 раз
Re: Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
Супер. На Колвицком озере каждый год бываю с разных сторон. И на вашем месте тоже был. Рыбачу летом в районе Кандалакши. Есть где остановиться на даче у друга. Каждый год туда тянет.
[b]VW Passat B3, 1989 г.в., продан
Pajero III, GDI, 2004 г.в., GLS, черный, лифт подвески ОМЕ 4'', Сooper STT, люстра, задний рабочий LED свет, MegaJet 555, Optim CB 2001.
Pajero III, GDI, 2004 г.в., GLS, черный, лифт подвески ОМЕ 4'', Сooper STT, люстра, задний рабочий LED свет, MegaJet 555, Optim CB 2001.
- Sasha1970
- Сообщения: 7699
- Зарегистрирован: 21 окт 2010, 12:57
- Двигатель:: 6G74 GDI 3.5 л
- Мой автомобиль(и):: Pajero III, GDI, 2004, черный,
- Откуда: Москва
- Откуда: Москва, Красногвардейская
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 13 раз
Re: Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
И стеллу на Полярном круге новую поставили. В сентябре уже подзасрали ее немного вандалы гадкие.
[b]VW Passat B3, 1989 г.в., продан
Pajero III, GDI, 2004 г.в., GLS, черный, лифт подвески ОМЕ 4'', Сooper STT, люстра, задний рабочий LED свет, MegaJet 555, Optim CB 2001.
Pajero III, GDI, 2004 г.в., GLS, черный, лифт подвески ОМЕ 4'', Сooper STT, люстра, задний рабочий LED свет, MegaJet 555, Optim CB 2001.
- Motor
- Сообщения: 2412
- Зарегистрирован: 11 дек 2007, 14:08
- Двигатель:: 6G72
- Мой автомобиль(и):: Пыж 4 , 3.0
- Откуда: Москва
- Откуда: Moscow
- Благодарил (а): 22 раза
- Поблагодарили: 15 раз
Re: Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
нетсловцукакрасиванах спасибо за топик
Ваз 2106-->Niva 3D-->Grand Vitara 3D-->НМПС-->Жорик 4
- Oxoтниk
- Сообщения: 478
- Зарегистрирован: 08 янв 2011, 18:20
- Двигатель:: 2.5 Common Rail
- Мой автомобиль(и):: Mitsubishi PajeroSport 2.5 DI-D AT
- Откуда: Реутов
- Откуда: Реутов
- Благодарил (а): 20 раз
- Поблагодарили: 131 раз
Re: Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
Спасибо за доброе слово ) Красота действительно непередаваемая. Это должен увидеть каждый, причем своими глазами.Motor писал(а):нетсловцукакрасиванах спасибо за топик
С уважением, Константин.
PajeroSport II (Силовики, пороги, багажник МШУ; Шноркель; Свет HELLA; СиБи; Бодик 2"; Lovells Suspension HD; Зима: Mastercraft Courser MSR 32"; Лето: BFGoodrich MT KM2 33")
Охотниk на Drive2.ru
PajeroSport II (Силовики, пороги, багажник МШУ; Шноркель; Свет HELLA; СиБи; Бодик 2"; Lovells Suspension HD; Зима: Mastercraft Courser MSR 32"; Лето: BFGoodrich MT KM2 33")
Охотниk на Drive2.ru
-
- Сообщения: 2765
- Зарегистрирован: 05 июн 2013, 13:37
- Двигатель:: 4D56, 6G72, 4N15
- Мой автомобиль(и):: Pajero Sport New 2.5 МКП, Pajero Sport New 2.5 АКПП, Pajero Sport III АКПП, Pajero 4 3.0 АКПП
- Откуда: Россия
- Благодарил (а): 169 раз
- Поблагодарили: 134 раза
Re: Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
Прекрасный отчёт! Спасибо Вам ОГРОМНОЕ! Вы меня в очередной раз убедили в том, что я ещё далеко не всё на Кольском посмотрел ))
С уважением, Александр.
-
- Сообщения: 1899
- Зарегистрирован: 15 окт 2010, 11:27
- Двигатель:: 6g72
- Мой автомобиль(и):: PII 1998
- Благодарил (а): 21 раз
- Поблагодарили: 78 раз
Re: Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
Спасибо за отчет !
А перевал пройти можно, там только 1 ступенька с левым уклоном сложная. По сухому проедется, после дождя я не рискнул ...
А перевал пройти можно, там только 1 ступенька с левым уклоном сложная. По сухому проедется, после дождя я не рискнул ...
- Nemo76
- Сообщения: 1649
- Зарегистрирован: 09 апр 2014, 14:46
- Двигатель:: 4D56
- Мой автомобиль(и):: Mitsubishi Pajero Sport New
- Откуда: Москва
- Откуда: Москва Лефортово
- Благодарил (а): 98 раз
- Поблагодарили: 94 раза
Re: Кольский 2016 (Белое море, Хибины, Средний, Рыбачий)
Спасибо за отчет.
Раз треков нет, перечисли ключевые точки
Раз треков нет, перечисли ключевые точки
НМПС, 2013, 4d56, с зарегистрированными изменениями