Страница 1 из 22

О вылете колёс. Что, как и почему.

Добавлено: 29 июл 2004, 17:53
Monterorider
Всё ниже указанное - мои собсвенные измышления, так что следуйте моим советам на свой страх и риск.
Если кому интересно как я пришёл к выводу об оптимальном вылете. То вот моя логика, чтобы не думали, что я эти цифры (0...-10) взял с потолка.
Размышляя о правильном вылете я исходил из простейшего понятия подобия треугольников, а также стремления сохранить наиболее оптимальное состояние подвески. Вылет определяет оптимальное положение пятна контакта колеса относительно подвески, а именно влияет на значение плеча окатки, позволяя сохранить оптимальные условия поворота колеса, и управляемость автомобиля не зависимо от размера покрышек. Если рассматривать взаимоотношение колеса с дорогой, то важным параметром является не столько диаметер, сколько статический радиус колеса под нагрузкой - расстояние от поверхности дороги до оси вращения, при правильно установленном давлении в колесах, соответсвующем весу автомобиля.
Чтобы быть последовательным, я буду пользоватся данными Yokohama tires для покрышки Yokohama Geolander AT+II. У разных производителей данные для конкретных размеров покрышек слегка отличаются, но пропорции измения параметров внутри одной модели остаётся близким.
Берём стандартные покрышки и колёса устанавливаемые на Пажеру.
Покрышка 235/75R16 (29x9.5R15 в дюмовом размере) имеет статический радиус - 12.9 дюймов = 330мм, она устанавливается на диски с вылетом +33мм. Как конструкторы в Митсу пришли к этому разбирать не будем, я думаю головы у них на месте.
Следующий штатный размер - 31x10.5R15, имеет статический радиус - 14.2" = 362мм (соответсвенно, дорожный проствет от установки таких колёс увеличивается на 32мм). Штатные диски под такие колёса имеют вылет +10 мм. Т.е центральное сечение колеса смещено наружу на 23мм, чтобы сохранить оптимальное состояние подвески.
Рассмотрим теперь нештатный размер - 33x12.5R15.
Казалось бы 29, 31 и 33 - увеличение диаметра одинаковое, должен и радиус под нагрузкой увеличиватья одинаково, но это не так.
С увеличением диаметра колеса, при сохранении посадочного диаметра, относительная деформация покрышки увеличивается.
Согласно Yokohama, 33x12.5R15 имеет статический радиус равный 15ти дюймам = 383мм (т.е такой преход даёт только 21мм увеличение дорожного просвета, что конечно же всё равно не плохо). Таким образом увеличение диаметра с 31" до 33" дало прирост дорожного просвета, и радиуса равный только примерно 65% от соответсвующего прироста при переходе от 29" к 31". Теорию подобия треугольников в школе все проходили?! Имеем, изменение вылета при переходе с 29" на 31" = 23мм, соответсвенно переходя на 33" нам надо изменить вылет на 65% или 15мм, чтобы сохранить те самые оптимальные углы подвески. Оптимальный вылет становится отрицательным равным - 5. Колебания этого параметра в пределах +-5мм вполне допустимы (отсюда и параметры вылета, которые я всегда указываю 0...-10). Я предпочитаю оставаться ближе к центру(положительному вылету) - подшипники проживут дольше.

Часто вижу тенденцию выдвигать колесо дальше чем надо из-за слишком большого отрицательного вылета. Делается это якобы для того чтобы не задевало. Единсевенный случай, когда это необходимо, если колесо при повороте слишком близко подходит к раме или скажем внутренним елементам подвески и рулевого управления. Тогда действительно никуда не денешься. Но и только на это. А вот на размещение, колеса в арке такой вылет повлияет скорее отрицательно. При оптимальном вылете ось поворота колеса проходит близко к центру горизонтальной проекции колеса на поверхность. Избыточный отрицательный вылет смещает эту проекцию наружу как результат, вместо того, чтобы вповорачиваться вокруг центра она начинает еще описывать и полудугу, т.е колесу теперь надо больше места в арке, а его как раз может не хватить, если размер близок к максимальному.

Добавлено: 30 июл 2004, 23:06
AnDy__
Пытался вникнуть в выкладки.. Короче, ты пальцем покажи, Склифосовский :)
У меня диски с покупки (1,5 года) с отрицательным, как оказалось, вылетом :). Я прокатился на паджере товарища с родными дисками, так вот устойчивость его машины в поворотах мне показалась гораздо меньшей. А так вроде как лапы в разные стороны и в поворотах держит лучше. Или это заблуждение? Насколько я понял - больше вылет, больше устойчивость, шире колея, меньше живут подшиники ступиц(ни разу еще не мениял). Поправь если ошибаюсь.

Добавлено: 31 июл 2004, 14:44
Andrei V6 3.5
Нарисовать бы ;) А то непонятно, каким образом пропорция должна рассчитываться. Интуитивно так, как ты говоришь. К тому же наверняка ты уже это рисовал ;)

Andy, дело не только в подшипниках ступиц, но и углах подвески и ШРУСов, которые рассчитаны на определенное значение.

У нас тут один на Сузуки задрал свою машину на 25см да что-то там с углами недодумал. Результат - за 5 покатушек 3 сломанных моста :shock: :D

Добавлено: 02 авг 2004, 20:31
Monterorider
Ну вот я старался, старался. Думал всё понятно обьяснилы, а вы..
Буду рисовать. Хотя вроде несколько лет наза в За рулём была статеичка насчёт углов. Будем искать.

Добавлено: 02 авг 2004, 20:55
Monterorider
О нашёл. (рисунок б) Расстояние А - плечо обкатки. Если диаметр колеса увеличить без измения вылета, то А будет менятся. Чтобы сохранить его в соответсвии с установленым производителем, надо за счёт изменения вылета отодвинуть колесо наружу. Соотвественно вылет становится более отрицательным. Но болшой отрицательный создаёт большое (полохо) положительное плечо обкатки (о как). Это нежелательно поскольку при положительном плече обкатки, сили действующие на колесо стремятся вывернуть его наружу, машина начинает плавать по дороге, на бездорожье руль выбивает из рук. Люди начинаются разговоры о необходимости демпферов на рулевое, ларчик просто открывался, на колёсья посмотрите.
Изображение
А лучше сами читайте: http://arch.zr.ru/articles/146_01_2001.html

Добавлено: 18 авг 2004, 01:01
VladR
AnDy__ писал(а):Пытался вникнуть в выкладки.. Короче, ты пальцем покажи, Склифосовский :)
У меня диски с покупки (1,5 года) с отрицательным, как оказалось, вылетом :). Я прокатился на паджере товарища с родными дисками, так вот устойчивость его машины в поворотах мне показалась гораздо меньшей. А так вроде как лапы в разные стороны и в поворотах держит лучше. Или это заблуждение? Насколько я понял - больше вылет, больше устойчивость, шире колея, меньше живут подшиники ступиц(ни разу еще не мениял). Поправь если ошибаюсь.
Пальцем показать могу только на свой опыт: на родных дисках с любой (родного размера) резиной проблем с курсовой устойчивостью у меня не возникает на любом покрытии, с подвеской в любом состоянии (в пределах разумного). А на чуть вынесенных O.Z. Rasing 16" с небольшими люфтами в подвеске швыряет не только на асфальтовой колее в левом ряду, но и просто взависимости от профидя дороги все время кудато тянет. Иной раз так колбаснет, что подумывать начинаю на стандартных коклсах успокоиться. На днях отправлюсь лечить подвеску, заодно и ступичные подшипники посмотрю. Я дума им туго приходится.

Добавлено: 26 авг 2004, 02:17
_YURY_
Подскажите пожалуйста кто знает: У меня на Паджере с Японии стоят диски с такой маркировкой
15X8JJ-374OFF.10
Что это знает расшифруйте пожалуйста!
Где можно взять инфу по дискам?
Заранее всем большое спасибо!

Добавлено: 26 авг 2004, 11:27
Arkhipov K.
_YURY_ писал(а):Подскажите пожалуйста кто знает: У меня на Паджере с Японии стоят диски с такой маркировкой
15X8JJ-374OFF.10
Что это знает расшифруйте пожалуйста!
Где можно взять инфу по дискам?
Для начала: посадочный диаметр диска 15 дюймов, ширина обода 8 дюймов, двусторонний профиль диска формы J (большинство дисков с такой формой профиля)
Что означает -347OFF.10 я не знаю, скорее всего OFF.10 это от offset 10, т.е. вылет диска +10 мм.
Насчет почитать - поройся сам в инет-магазинах, торгующих дисками - у них у многих справочные данные есть. Вот навскидку парочка ссылок:
http://www.wheels.nn.ru/remdisk.htm
http://www.r-tires.ru/spravkad1.html

Добавлено: 27 авг 2004, 00:54
_YURY_
Костя, большое спасибо щас пролезу по твоим ссылкам!

Добавлено: 23 ноя 2004, 03:47
Andrei V6 3.5
Перерыл еще раз сейчас весь форум и вот по какой причине :)

Сподобился я купить себе новые диски, на 16, и соответственно резину.

Резину буду брать BFG Mud Terrain - сейчас здесь они - самое лучшее отношение цена - качество.

Размер - не определился, но одно из двух:
265/75 R 16
285/75 R 16

Вот подскажите мне, какой ширины диски лучше под них взять? Производитель рекомендует 7,0 - 8,0" на первую и 7,5 - 9,0" на вторую.

И соответственно какой вылет должен у этих дисков быть при такой ширине на П-2? 0/-10?

Добавлено: 23 ноя 2004, 11:19
Arkhipov K.
Andrei V6 3.5 писал(а): Размер - не определился, но одно из двух:
265/75 R 16
285/75 R 16

Вот подскажите мне, какой ширины диски лучше под них взять? Производитель рекомендует 7,0 - 8,0" на первую и 7,5 - 9,0" на вторую.

И соответственно какой вылет должен у этих дисков быть при такой ширине на П-2? 0/-10?
Ширина диска по обоим размерам подойдет 8''
Вылет лучше нулевой.
Для первого размера (265/75/R16) подойдет ширина 7,5''
Вылет лучше +10мм
вот тебе ссылка на справочник.
http://www.wheels.nn.ru/sprav/Mitsubishi.htm

Добавлено: 23 ноя 2004, 15:26
Andrei V6 3.5
Костя, спасибо за ссылку. Я так понимаю, кузов V20 - это П-2? У меня V45, а в справочнике в своем нашел только V23 и выше...

Получается вообще так, что вылет устанавливается таким, чтобы внешняя сторона диска находилась всегда в одной и той же плоскости? Или я что-то не понимаю?

Добавлено: 23 ноя 2004, 17:58
Arkhipov K.
Andrei V6 3.5 писал(а):Костя, спасибо за ссылку. Я так понимаю, кузов V20 - это П-2? У меня V45, а в справочнике в своем нашел только V23 и выше...
Думаю да. Абсолютно точно сказать не могу, т.к. справочника под рукой нет, а искать - нет времени.
Andrei V6 3.5 писал(а):Получается вообще так, что вылет устанавливается таким, чтобы внешняя сторона диска находилась всегда в одной и той же плоскости? Или я что-то не понимаю?
вот неплохая ссылка:
http://www.shinashop.ru/diski.shtml

Добавлено: 23 ноя 2004, 18:08
Monterorider
Andrei V6 3.5 писал(а):...Получается вообще так, что вылет устанавливается таким, чтобы внешняя сторона диска находилась всегда в одной и той же плоскости? Или я что-то не понимаю?
Нет. Чтобы расстояни "А" на рисунке 2 оставалось постоянным. (см выше)
Для резины 265 идеальным размером был бы 7", для 285 - 8". Поскольку 8" подойдёт и для 265 то оптимально можно взять диски на 8" с 0 вылетом. Тогда можно поставить и ту и другую резину, как душа пожелает.

Добавлено: 23 ноя 2004, 18:52
Andrei V6 3.5
Monterorider писал(а):Поскольку 8" подойдёт и для 265 то оптимально можно взять диски на 8" с 0 вылетом. Тогда можно поставить и ту и другую резину, как душа пожелает.
OK, понял :)

А у тебя какие диски стоят? :?:

Добавлено: 23 ноя 2004, 19:02
Monterorider
У меня +2мм. Брал по причине бaaaльшой дешевизны конкретного предложения. Случайно подвернулись.American Eagle Series 149
Изображение

Добавлено: 23 ноя 2004, 21:28
Andrei V6 3.5
Посчитал я, как ты пишешь в первом посте :)

Если из таблицы Yoko взять расчет не по статическому радиусу, а по количеству оборотов на милю, то для Geolandar получается вылет +8,7 (очень близки радиусы качения: 386,8 и 388,6 мм).

А для BFG получается вылет -20,8 :?

Пойду искать угол развала, чтобы посчитать А ;)

Добавлено: 23 ноя 2004, 23:53
Monterorider
Не пойму как ты к таким выводам пришёл. Что то вы батенька напутали :D :
У Yoko
265/75R16 - радиус 14.7" = 376 мм, 658 об/милю
285/75R16 - радиус 15.2" = 388 мм, 633 об/милю
BFG
265/75R16 - 654 oб/милю
285/75R16 - 632 об/милю
:!: Практически идентичные покрышки.

a сравнивать надо с
31х10.50R15 которая стоит на штатных 7" дисках с + 10мм
радиус - 14.2=363мм, 680 об/милю (678 у BFG cooтветсвенно)

Добавлено: 24 ноя 2004, 04:09
Andrei V6 3.5
Monterorider писал(а):Не пойму как ты к таким выводам пришёл. Что то вы батенька напутали :D :
Действительно, малость не туда посмотрел :)

Ну вот теперь если рассчитать радиус качения из правильного :)числа оборотов, то получается вместо Yoko чисел, которые ты использовал
330
362
383
соответственно
355
377
405
(с небольшой разницей между BFG и Geolandar)
Дальше по твоему алгоритму вынос = -20 мм.

Но тут я еще кое-чего прикинул, и получается, что значение А тут вообще ни при чем, если я не упустил чего-то.

Угол развала на паджеро 0 град 40' +-30'. Дальше, изменение А будет прямо пропорционально разнице радиусов качения и синусу угла развала. sin(40') примерно равен 0,01, а значит при увеличении радиуса колеса на 30мм А изменится (увеличится!) лишь на 0,3мм.

С другой стороны, изменение вылета диска с +33 до +10 увеличит А практически на 33 - 10 = 23мм, так как угол развала мал. Вот и получается, что при таком изменении плечо обката увеличивается. Зато практически не изменяется расстояние от диска до "автомобиля" :), то есть сдвигая диск кнаружи за счет вылета на 23 мм, при этом за счет его уширения (7" вместо 6"), его внутренняя "плоскость" (то есть плоскость, в которой лежит внутренний край обода) как бы сдвигается к машине на полдюйма, то бишь на 13 мм. Ну то есть 7" диск с вылетом +10 будет от машины на 23 - 13 = 10 мм дальше, чем 6" с вылетом +33.

Теперь, поставив диск 8" с вылетом например 0, мы еще больше увеличим А (на 10 мм), но расстояние от диска до машины останется примерно таким же (дальше на 33мм - 1" = 8 мм, чем стандартный диск 6")

Кажется, я не очень внятно изъясняюсь :?

Ну то есть чтобы приблизить значение А максимально к оригинальному, нужно брать вылет как можно больше, но не больше +8 на 8", так как иначе будет цеплять.

ЗЫ Если эта гипотеза верна, остается лишь выяснить, почему японцы ставят 7" +10 а не +20 :shock: Блин уже 2 часа ночи, пошел я спать :|

Добавлено: 24 ноя 2004, 05:04
_YURY_
А может попробовать нарисовать в натуральную величину :shock:
наглядней будет :roll: