О вылете колёс. Что, как и почему.
Добавлено: 29 июл 2004, 18:53
Всё ниже указанное - мои собсвенные измышления, так что следуйте моим советам на свой страх и риск.
Если кому интересно как я пришёл к выводу об оптимальном вылете. То вот моя логика, чтобы не думали, что я эти цифры (0...-10) взял с потолка.
Размышляя о правильном вылете я исходил из простейшего понятия подобия треугольников, а также стремления сохранить наиболее оптимальное состояние подвески. Вылет определяет оптимальное положение пятна контакта колеса относительно подвески, а именно влияет на значение плеча окатки, позволяя сохранить оптимальные условия поворота колеса, и управляемость автомобиля не зависимо от размера покрышек. Если рассматривать взаимоотношение колеса с дорогой, то важным параметром является не столько диаметер, сколько статический радиус колеса под нагрузкой - расстояние от поверхности дороги до оси вращения, при правильно установленном давлении в колесах, соответсвующем весу автомобиля.
Чтобы быть последовательным, я буду пользоватся данными Yokohama tires для покрышки Yokohama Geolander AT+II. У разных производителей данные для конкретных размеров покрышек слегка отличаются, но пропорции измения параметров внутри одной модели остаётся близким.
Берём стандартные покрышки и колёса устанавливаемые на Пажеру.
Покрышка 235/75R16 (29x9.5R15 в дюмовом размере) имеет статический радиус - 12.9 дюймов = 330мм, она устанавливается на диски с вылетом +33мм. Как конструкторы в Митсу пришли к этому разбирать не будем, я думаю головы у них на месте.
Следующий штатный размер - 31x10.5R15, имеет статический радиус - 14.2" = 362мм (соответсвенно, дорожный проствет от установки таких колёс увеличивается на 32мм). Штатные диски под такие колёса имеют вылет +10 мм. Т.е центральное сечение колеса смещено наружу на 23мм, чтобы сохранить оптимальное состояние подвески.
Рассмотрим теперь нештатный размер - 33x12.5R15.
Казалось бы 29, 31 и 33 - увеличение диаметра одинаковое, должен и радиус под нагрузкой увеличиватья одинаково, но это не так.
С увеличением диаметра колеса, при сохранении посадочного диаметра, относительная деформация покрышки увеличивается.
Согласно Yokohama, 33x12.5R15 имеет статический радиус равный 15ти дюймам = 383мм (т.е такой преход даёт только 21мм увеличение дорожного просвета, что конечно же всё равно не плохо). Таким образом увеличение диаметра с 31" до 33" дало прирост дорожного просвета, и радиуса равный только примерно 65% от соответсвующего прироста при переходе от 29" к 31". Теорию подобия треугольников в школе все проходили?! Имеем, изменение вылета при переходе с 29" на 31" = 23мм, соответсвенно переходя на 33" нам надо изменить вылет на 65% или 15мм, чтобы сохранить те самые оптимальные углы подвески. Оптимальный вылет становится отрицательным равным - 5. Колебания этого параметра в пределах +-5мм вполне допустимы (отсюда и параметры вылета, которые я всегда указываю 0...-10). Я предпочитаю оставаться ближе к центру(положительному вылету) - подшипники проживут дольше.
Часто вижу тенденцию выдвигать колесо дальше чем надо из-за слишком большого отрицательного вылета. Делается это якобы для того чтобы не задевало. Единсевенный случай, когда это необходимо, если колесо при повороте слишком близко подходит к раме или скажем внутренним елементам подвески и рулевого управления. Тогда действительно никуда не денешься. Но и только на это. А вот на размещение, колеса в арке такой вылет повлияет скорее отрицательно. При оптимальном вылете ось поворота колеса проходит близко к центру горизонтальной проекции колеса на поверхность. Избыточный отрицательный вылет смещает эту проекцию наружу как результат, вместо того, чтобы вповорачиваться вокруг центра она начинает еще описывать и полудугу, т.е колесу теперь надо больше места в арке, а его как раз может не хватить, если размер близок к максимальному.
Если кому интересно как я пришёл к выводу об оптимальном вылете. То вот моя логика, чтобы не думали, что я эти цифры (0...-10) взял с потолка.
Размышляя о правильном вылете я исходил из простейшего понятия подобия треугольников, а также стремления сохранить наиболее оптимальное состояние подвески. Вылет определяет оптимальное положение пятна контакта колеса относительно подвески, а именно влияет на значение плеча окатки, позволяя сохранить оптимальные условия поворота колеса, и управляемость автомобиля не зависимо от размера покрышек. Если рассматривать взаимоотношение колеса с дорогой, то важным параметром является не столько диаметер, сколько статический радиус колеса под нагрузкой - расстояние от поверхности дороги до оси вращения, при правильно установленном давлении в колесах, соответсвующем весу автомобиля.
Чтобы быть последовательным, я буду пользоватся данными Yokohama tires для покрышки Yokohama Geolander AT+II. У разных производителей данные для конкретных размеров покрышек слегка отличаются, но пропорции измения параметров внутри одной модели остаётся близким.
Берём стандартные покрышки и колёса устанавливаемые на Пажеру.
Покрышка 235/75R16 (29x9.5R15 в дюмовом размере) имеет статический радиус - 12.9 дюймов = 330мм, она устанавливается на диски с вылетом +33мм. Как конструкторы в Митсу пришли к этому разбирать не будем, я думаю головы у них на месте.
Следующий штатный размер - 31x10.5R15, имеет статический радиус - 14.2" = 362мм (соответсвенно, дорожный проствет от установки таких колёс увеличивается на 32мм). Штатные диски под такие колёса имеют вылет +10 мм. Т.е центральное сечение колеса смещено наружу на 23мм, чтобы сохранить оптимальное состояние подвески.
Рассмотрим теперь нештатный размер - 33x12.5R15.
Казалось бы 29, 31 и 33 - увеличение диаметра одинаковое, должен и радиус под нагрузкой увеличиватья одинаково, но это не так.
С увеличением диаметра колеса, при сохранении посадочного диаметра, относительная деформация покрышки увеличивается.
Согласно Yokohama, 33x12.5R15 имеет статический радиус равный 15ти дюймам = 383мм (т.е такой преход даёт только 21мм увеличение дорожного просвета, что конечно же всё равно не плохо). Таким образом увеличение диаметра с 31" до 33" дало прирост дорожного просвета, и радиуса равный только примерно 65% от соответсвующего прироста при переходе от 29" к 31". Теорию подобия треугольников в школе все проходили?! Имеем, изменение вылета при переходе с 29" на 31" = 23мм, соответсвенно переходя на 33" нам надо изменить вылет на 65% или 15мм, чтобы сохранить те самые оптимальные углы подвески. Оптимальный вылет становится отрицательным равным - 5. Колебания этого параметра в пределах +-5мм вполне допустимы (отсюда и параметры вылета, которые я всегда указываю 0...-10). Я предпочитаю оставаться ближе к центру(положительному вылету) - подшипники проживут дольше.
Часто вижу тенденцию выдвигать колесо дальше чем надо из-за слишком большого отрицательного вылета. Делается это якобы для того чтобы не задевало. Единсевенный случай, когда это необходимо, если колесо при повороте слишком близко подходит к раме или скажем внутренним елементам подвески и рулевого управления. Тогда действительно никуда не денешься. Но и только на это. А вот на размещение, колеса в арке такой вылет повлияет скорее отрицательно. При оптимальном вылете ось поворота колеса проходит близко к центру горизонтальной проекции колеса на поверхность. Избыточный отрицательный вылет смещает эту проекцию наружу как результат, вместо того, чтобы вповорачиваться вокруг центра она начинает еще описывать и полудугу, т.е колесу теперь надо больше места в арке, а его как раз может не хватить, если размер близок к максимальному.