Страница 1 из 13

деффектация турбин

Добавлено: 19 окт 2009, 01:20
Henry Morgan
хочу написать немного о турбинах. в последнее время появились возможности заказывать турбины дешево и сердито. но почему-то люди забывают о простых вещах - если предыдущая турбина вышла из строя, то нужно начинать с выяснения причин, которые к этому приводят. больше всего удивляют раздосадованные посты, что дескать погнала масло и турбина плохая. по секрету, любая неисправность турбины приводит к одному и тому же концу, но разными путями. вот первое вскрытие:
лопость компрессорного колеса сломана, корпус компрессора изрядно попилен со стороны впуска. похоже на попадание инородного предмета. разбираем.
Изображение
http://www.pajero4x4.ru/fgallery/albums ... wn%7E3.jpg
на компрессорном колесе видны следы двух сильных ударов об корпус. задний подшипник сточен на миллиметр. заднее масляное кольцо исчезло с куском вала и картриджа. вал сильно перегрет. задаемся вопросом - почему? а было все вот как. на валу в зоне переднего подшипника присутствует полоска перегрева в зоне подачи масла. это означает, что дизбалансы, деффекты картриджа и вообще качество агрегата не вызывают нареканий, поскольку при перекосе вала было бы две внешних полоски перегрева, но не центральная. этот перегрев вызван недостатком смазки. вал начал скользить по подшипникам, при этом начал усиленно стираться подшипник турбинного колеса. далее начало усиленно нагреваться от трения заднее масляное кольцо, разрушаться посадочное отверстие, вал и корпус картриджа. как только выработка на заднем подшипнике достигла критического значения, колесо компрессора два раза сильно ударилось об корпус, отлетела лопость и турбина встала. возвращаясь к первопричине, турбинное колесо более нагружено, посему и страдает задний подшипник более всего, да и маслу легче попасть в компрессорную часть турбины. низкое давление в системе смазки или неправильная сборка масляной магистрали послужили причиной кончины чудесного агрегата.
имеем :) второго пациента. по виду тоже самое. разбираем:
Изображение
http://www.pajero4x4.ru/fgallery/albums ... wn%7E2.jpg
вал в идеале, задний подшипник практически в номинале, одна из кромок слегка сточена. заднее масляное кольцо также размазано. все говорит об исключительно механическом повреждении, вызванном попаданием инородного предмета во впускной коллектор. разрушение заднего кольца вызвано дизбалансами(поскольку турбину, естественно, и не планировали снимать :) ) и ударом с резкой остановкой. причина снятия - течь масла. но тем не менее все говорит об исправности системы смазки.
в общем вывод таков. прежде чем говорить о криворукости тех или иных производителей турбин, нужно разобраться в первопричинах выхода из строя предыдущего агрегата - проверить давление картерных газов, вентиляцию(сапун), легкость слива с турбины, правильность монтирования подачи масла (особенно на 4M4x двигателях), давление масла в системе, работу актуатора и его мембраны. ну и заливать масло нормальное после всех этих процедур.

Добавлено: 21 окт 2009, 21:15
KEE
а можно вопрос еще попросить раскрыть?
1 почему турбина начинает гнать масло?
2 существуют ремкомплекты за разумную цену? (не катридж целиком, моя похоже умерла)

Добавлено: 21 окт 2009, 21:45
Henry Morgan
замечено несколько причин гона масла:
1. дизбалансы - при нормальном давлении масла идет без разрушения вала и подшипников. видимо, на критических частотах вращения в пределах масляного зазора за счет центробежной силы вал прижимает масляное кольцо к корпусу картриджа (второй случай) плюс возможны резонансные колебания.
2. затрудненный слив - вызван повышенным давлением картерных газов, высоким уровнем масла, засорением сливной трубки. в этом случае лить может вперед, назад, так и вместе в обе стороны.
3. коксование и залегание масляного кольца - некоторые марки масел на заднем масляном кольце превращаются в лак и кольцо перестает работать. практически безобидно для турбины.
4. низкое давление масла - ну тут полный коллапс нутра
5. повышенные обороты турбины - неисправна мембрана актуатора как причина, или попытка снять с турбины давление выше расчетного. турбина через себя пропускает определенное количество масла в момент времени - дросселируется болтом, внутренними сверлениями. как следствие, легкий перегрев. обычно просто стачиваются масляные кольца.
вот представитель, гон масла, снималось повышенное давление. как следствие легкий перегрев. но и подшипники слегка поцарапаны.
Изображение
6. грязь - на подшипниках появляются проточки, давление падает, вал начинает гулять. заднее масляное кольцо стачивается(как и переднее).
вспомню, добавим. ну в перед гон масла - это отдельная история. я считаю, что нормальный износ турбины им всегда сопровождается в конце. на старых турбинах гаечки имеют нормальную резьбу и износ опорной втулки никак не компенсируется, следовательно и живут меньше(радиальный люфт). на новых она по-идее должна сама докручиваться, но это в идеале. обычно компрессор прикисает так, что не стронуть.
в целом главное - поймать момент, когда уже пора поставить ремкомплект. следите за звуком, смотрите при прогреве на капельки масла из выпуска.
ремкомплекты у николая можно спросить. но тянуть не стоит. картридж разрушается нараз в задней части. а с ним бесполезно что-то делать в моем понимании.

Добавлено: 21 окт 2009, 23:44
Sivorius
А за ремонтом к тебе? или есть проверенная контора? за по чем?

Добавлено: 22 окт 2009, 00:43
Николай
Sivorius

Моих ремкомплектов не хочешь?

Добавлено: 22 окт 2009, 00:48
Henry Morgan
я только по дружбе так сказать ковыряюсь. основная проблема - отмыть. лучше всего в мощной уз-ванне или сильными растворителями с водным затвором. а ремкомплект можно и самому поставить, ничего там сложного нет. важно помнить, что вал - очень мягкий, никаких полировок там и шкурок, ударов молотком. если вал мертвый, то судя по ценам на работы в мск, можно смело заказывать картридж.
ремкомплекты у николая есть(полные), у меня есть(облегченный вариант). так что все равно.
и не нужно дожидаться, пока что-то нехорошее произойдет. если вой стоит от турбины, то лучше полечить, пока не умерла фатально. вот недавно подогнали турбинку, турбинное колесо 2см в диаметре - лечи :).
пс с николаем почти одновременно написали.

Добавлено: 26 окт 2009, 15:47
Sivorius
Машина нужна всегда...
В принципе если дело на два выходных.. и есть где снять/поставить.
Я готоф отдацо. Против Николаевских комплектов ничего не имею протиф.

Турбина ведет себя мирно, но при последней сборке проверку на люфт не прошла. Сейчас езжу не более 2500 тык на тахометре.

Добавлено: 26 окт 2009, 15:59
Николай
Sivorius - поставить ремкомплект дело нескольких часов. Гараздо хуже, когда открыл - а там полный П.
Так что на всяк случай советую твою вторуж ссобой захватить, когда ремонтироваться поедешь - она вполне может послужить донором в критическую минуту.

Добавлено: 26 окт 2009, 17:15
Sivorius
Я вот не пойму только других вещей.

Мой мастер, которому я склонен доверять.
Рассматривает турбину, только в купе с улитками.
И работает с конторой, которая следует данному принципу.
Идея в том, что нужно очень точная балансировка и соосность с улитками.

Henry Morgan
Интересует твое мнение и методология.

З.Ы. я возможно бы и поставил ремкомплект сам, но как насчет балансировки???

Добавлено: 26 окт 2009, 20:25
Николай
Sivorius, в ремкомплект не входят _вращающиеся_ детали с существенными весами - стопорные кольца и упорные втулки не в счет.
Так что балансировка не может нарушиться, если над внутренностями не издеваться.

Re: деффектация турбин

Добавлено: 29 окт 2009, 11:07
Henry Morgan
Sivorius, наличие картриджа всборе как класса подтверждает факт того, что коллекторы и соосность с ними непричем. важно фланцы не обрабатывать болгарками и прочим подобным инструментом. если коллекторы не от того типа турбины, то не будет и давления, а итогом будет клин.
нужно иметь в виду, что для тд и тф турбин существует приличное колличество вариантов компрессоров и турбинных колес. компрессоры на более новых - superback, с конической посадкой. на старых flatback. скорее всего замены туда-сюда как раз и заставлют сервисменов с осторожностью относиться к турбинам.
по балансам - николай правильно сказал, в ремкомплекте нет деталей, влияющих на момент инерции вала. вот люфт - это прямое изменение момента. в том случае, когда люфт вала выходит за пределы, считайте,что турбина не сбалансированна вообще. мысль такова - как бы плохо не была собрана турбина с ремкомплектом, это не хуже по эффекту чрезмерных люфтов.
но никто не мешает пометить компрессорное колесо и собрать турбину в балансе. даже если не попадете на пол-градуса в метки (а попасть точно вполне реально), возникает опять-таки вопрос меньшего зла. разворот лекгкого комрессора на пол-градуса дает меньший момент инерции, чем вал, гуляющий на 0.1мм.

Re: деффектация турбин

Добавлено: 29 окт 2009, 12:19
Sivorius
А в чем проблемма собрать балансировочный стенД? В его необходимой точности?

Просто несбалансированную турбину ИМХО придеться сильно чаще румантировать..
Прогоришь на сборке/разборке.. чем отдать на 5 тыр больше в спец.контору.. или как?

Re: деффектация турбин

Добавлено: 28 ноя 2009, 10:51
Маркс
Автор, вопрос!(для кого-то может и глупый, но не судите строго)
на лопатках турбины масло должно быть?и разобрал когда, грамм 10 вылилось.... если нет, что можно сделать для профилактики?????? :shock:

Re: деффектация турбин

Добавлено: 05 дек 2009, 21:26
Henry Morgan
лопатки турбины - это что? литься ничего не должно.

Re: деффектация турбин

Добавлено: 05 дек 2009, 21:35
Henry Morgan
вот еще один зверек. отроду ему не менее 20 лет. подшипники в отличном состоянии. заднего масляного кольца практически нет как класса. в канавках нагар, который инструментальной сталью не удалось выковырять. пришлось вымачивать. картридж со стопорными кольцами подшипников без ушек. т.е. не подразумевалась ее переборка, в целом картридж на 5 баллов. не смотря на плохое качество использованного масла, вызывает уважение турбиностроение митсубиси тех лет.
Изображение
http://www.pajero4x4.ru/fgallery/albums ... /6%7E6.jpg

Re: деффектация турбин

Добавлено: 06 дек 2009, 21:19
Миша Краснодар
Разобрал тут машину на днях... И нащупал люфт в турбине как вверх-вниз, так и вперед-назад. Люфт около 0,5 мм. На ощупь "совсем чут-чут". На патрубке капелька масла. Но масло не жрет. За 5000 км доливаю (и то не всегда) не более 1 л. Это "всё", конец??? Заказать ремкомплект или готовимся на новую турбину???

Re: деффектация турбин

Добавлено: 06 дек 2009, 21:55
Henry Morgan
осевой поправится при установке ремкомплекта, износ опорной втулки-шайбы - с этим надо поспешить. или на крайняк пометить положение гайки-вала-компрессора и попробовать докрутить гайку. радиальный дает в основном переднее масляное кольцо-втулка-шайба, тоже уйдет - 0.5 не критично, выберет масляный клин, но не надо забывать, что и в новой турбине люфт имеется. и самое интересное, что зависит от конкретного экземпляра, даже для новых оригинальных митсу.

Re: деффектация турбин

Добавлено: 08 дек 2009, 00:18
Vildan
Подскажите пожалуйста. У предыдущего владельца машины отломался вентилятор который на выходе турбины. Достаточно поменять картридж? Причину поломки не выяснил, но как узнаю хочу установить турбину!
Pajero I 1990г.в. 4D56

Re: деффектация турбин

Добавлено: 08 дек 2009, 12:33
Henry Morgan
скорее всего не получится картриджем ограничиться. при поломке вала сильно разбивает корпус компрессора. если устраивает наддув не более 0.5, то можно и картридж.

Re: деффектация турбин

Добавлено: 08 дек 2009, 17:11
Capt970
скорее всего не получится картриджем ограничиться. при поломке вала сильно разбивает корпус компрессора. если устраивает наддув не более 0.5, то можно и картридж.
Не совсем согласен, хотя, может быть, у меня другой случай. Засвистела турбина, плюнул и доехал до дома. Когда подъезжал уже и не свистела, только дым масляный за машиной. При вскрытии ко всему и "вентилятор" уже просто валялся в улитке с переломанным валом. У Коли в наличии был только мой картридж, поставил его, пока все нормально, судя по динамике и срабатывании пердуна дует как раньше. А раньше я его замерял - на 0.9.
Я приехал за картриджем с улитками, смотрели выработку, прикидывали к картриджу.