Смотреть часть 1.
Часть 1. Терский берег. Тоня Тетрина
Итак, в этом году было решено закрыть пробелы, оставшиеся с прошлой поездки по северу. А чтобы отдых оставался отдыхом, а не гонкой со временем, на весь маршрут было выделено аж 3 недели отпуска. В общей сложности в дороге мы провели 22 дня, а пробег составил почти 7000км. Стоит отметить, что это была первая экспедиция, для моей новой машинки - Pajero Sport на 35 колесах, с бензиновым 3-х литровым двигателем. Думаю, уже многие с ним знакомы. И да, так как я стал,видимо, совсем ленивым, и часто ленился доставать фотоаппарат, часть фотографий будет с телефона, или просто не мои. Пора купить себе маленькую беззеркалку!
Утром 9 августа мы двинулись по ярославскому шоссе в сторону Вытегры. Встречаемся с Лехой (100ma) в Вологде и непринужденно доезжаем, уже знакомой дорогой, до нашего прошлогоднего места на Онежском озере. Асфальт в этом году стал ровнее, а дороге к Онеге, более оффроадная.
1. Вид на Тоню Тетрину
2. На Онежское озеро мы приехали в районе 6-7 вечера. Температура за бортом была около 25 градусов. Температура воды была не сильно ниже.
3.
4. Остаток вечера придавались купанию и всяческому прочему гедонизму. Было решено остаться еще на денек.
5. Было решено остаться еще на денек. На следующий день поднялись высокие волны, которые помножили удовольствие от купания на 2. Из воды не вылезали почти весь день.
6. Но хорошего понемногу и утром третьего дня мы начинаем движение дальше на север. Фоткаемся на въезде в Карелию.
7. А при пересечении полярного круга, Леха не смог сдержать свою радость.
8. В районе 4-х утра доезжаем до береге Белого моря и встаем на отличную стоянку, в паре километров от Тони Тетриной. Хорошенько отоспавшись после тысячекилометрового перегона, неторопливо прогуливаясь, идем в сторону Тони Тетриной. Попутно любуемся видами Белого моря и наблюдаем процесс прилива. Это конечно необычно, стоять на камне, где только что не было воды, а спустя пару минут она уже вокруг тебя. Еще немного, и пришлось бы купаться.
9. Тоня - это своего рода промысловая точка. Как нам объясняли, она связана не только с промыслом рыбы, но и пушнины и прочих продуктов. Их по берегу белого моря раскинуто великое множество. Купцы объезжали эти тони, где и покупали результаты промысла. Подробно рассказывать не буду, лучше приехать в Тоню Тетрину и самим все это это увидеть и услышать.
10. Дороги там отличаются особенной красотой.
11.
12. Наконец дошли и до известной Тони Тетриной
13. Столбик, где все гости, прибивают свои таблички. Мы же не приготовили не то что табличек, даже наклеек к этой поездке не сделали.
14. В Тоне Тетриной мы заказали экскурсию. Уверенно могу сказать, что это была одна из самых интересных экскурсий, на которых мне довелось побывать. Если хочется узнать историю поморов и русского севера, то крайне советую не скупиться и данную экскурсию обязательно заказать.
15. Северный олень
16.
17.
18.
19. Жилище
20.
21. К концу экскурсии начал накрапывать дождик и поднялся ветер. Тогда мы еще не знали что нас ждет вечером.
22. Добравшись до лагеря, впервые растягиваем палатку на все оттяжки, а маркизу приходится крепить к ступице, и закреплять вместо колышков, толстыми сучьями, иначе ее просто вырывает из земли.
23. Дальше начался настоящий шторм. Достаточно было выйти на 30 секунд, чтобы промокнуть до нитки. Но это не помешало нам героически готовить борщ в казане. Остаток вечера был проведен в маркизе, при свете бензиновой лампы.
24. Утром следующего дня, свернули лагерь и поехали кататься вдоль Терского берега. Аметистовые берега.
25.
26. Красивейшая природа и красивейшие дороги
27.
28. Немного покатавшись по берегу Белого моря, уходим на грейдер и дальше на Варзугу. Поселение Варзуга находится на одноименной реке и разделена пополам.
29.
30. Сообщение между двумя половинками происходит таким вот образом.
31. Одна из главных достопримечательностей Варзуги - Успенкая церковь
32. И колокольня
33. Из Варзуги возвращаемся немного назад и въезжаем в Кузоменьские пески
34. Травим колеса
35. Пески распространяются по окрестным территориям.
36. Создавая отличный полигон для внедорожных развлечений
37. И просто довольно необычные пейзажи для здешних мест
38. Но сейчас распространение песков стараются сдерживать. Один из способов, такие вот заградительные полосы, в которых образуются высокие песчаные дюны. Особенно мне понравилась пешеходная дорожка в Кузомени, которую я конечно же не сфотографировал. Представляется она из себя некий деревянный "тротуар", на сваях, которые приподнимают его над песком.
39. От Кузомени выходим на место впадения реки Варзуги в Белое море. Там нас уже ждут.
40. Псы были ласковые и привередливые.
41. Галеты есть не стали. Но гладились с удовольствием.
42. Возвращаться решили старой дорогой. Сначала берегом.
43. Небо отбрасывает темные полосы сквозь облака.
44. Леха решил, что это знак, и он должен искупаться в Белом море.
45. Дальше был брод.
46. Все внимание на лицо ребенка.
47.
48. Мы забыли, что мы находимся на морском побережье, и бывают приливы. К этому броду мы подошли на пике прилива. Правда выше была объездка, но решили встать на берегу, ибо дело шло уже к закату.
49. А вот так этот брод выглядит во время отлива.
50. Напоследок заехали пособирать аметистов.
51. Скромный улов маленьких аметистов, и куча камней с ярко выраженными кристаллами, под распил.
52. Знаменитая скала на мысе Корабль
53. Эти товарищи облепили скалу и создали зону отчуждения. Запах как на птицефабрике.
54. Прокатившись по берегу до Кашкаранцев, уходим на грейдер и едем дальше на север в Хибины. Об этом в следующей части. На фото вид на Кандалакшу.
Утром 9 августа мы двинулись по ярославскому шоссе в сторону Вытегры. Встречаемся с Лехой (100ma) в Вологде и непринужденно доезжаем, уже знакомой дорогой, до нашего прошлогоднего места на Онежском озере. Асфальт в этом году стал ровнее, а дороге к Онеге, более оффроадная.
1. Вид на Тоню Тетрину
2. На Онежское озеро мы приехали в районе 6-7 вечера. Температура за бортом была около 25 градусов. Температура воды была не сильно ниже.
3.
4. Остаток вечера придавались купанию и всяческому прочему гедонизму. Было решено остаться еще на денек.
5. Было решено остаться еще на денек. На следующий день поднялись высокие волны, которые помножили удовольствие от купания на 2. Из воды не вылезали почти весь день.
6. Но хорошего понемногу и утром третьего дня мы начинаем движение дальше на север. Фоткаемся на въезде в Карелию.
7. А при пересечении полярного круга, Леха не смог сдержать свою радость.
8. В районе 4-х утра доезжаем до береге Белого моря и встаем на отличную стоянку, в паре километров от Тони Тетриной. Хорошенько отоспавшись после тысячекилометрового перегона, неторопливо прогуливаясь, идем в сторону Тони Тетриной. Попутно любуемся видами Белого моря и наблюдаем процесс прилива. Это конечно необычно, стоять на камне, где только что не было воды, а спустя пару минут она уже вокруг тебя. Еще немного, и пришлось бы купаться.
9. Тоня - это своего рода промысловая точка. Как нам объясняли, она связана не только с промыслом рыбы, но и пушнины и прочих продуктов. Их по берегу белого моря раскинуто великое множество. Купцы объезжали эти тони, где и покупали результаты промысла. Подробно рассказывать не буду, лучше приехать в Тоню Тетрину и самим все это это увидеть и услышать.
10. Дороги там отличаются особенной красотой.
11.
12. Наконец дошли и до известной Тони Тетриной
13. Столбик, где все гости, прибивают свои таблички. Мы же не приготовили не то что табличек, даже наклеек к этой поездке не сделали.
14. В Тоне Тетриной мы заказали экскурсию. Уверенно могу сказать, что это была одна из самых интересных экскурсий, на которых мне довелось побывать. Если хочется узнать историю поморов и русского севера, то крайне советую не скупиться и данную экскурсию обязательно заказать.
15. Северный олень
16.
17.
18.
19. Жилище
20.
21. К концу экскурсии начал накрапывать дождик и поднялся ветер. Тогда мы еще не знали что нас ждет вечером.
22. Добравшись до лагеря, впервые растягиваем палатку на все оттяжки, а маркизу приходится крепить к ступице, и закреплять вместо колышков, толстыми сучьями, иначе ее просто вырывает из земли.
23. Дальше начался настоящий шторм. Достаточно было выйти на 30 секунд, чтобы промокнуть до нитки. Но это не помешало нам героически готовить борщ в казане. Остаток вечера был проведен в маркизе, при свете бензиновой лампы.
24. Утром следующего дня, свернули лагерь и поехали кататься вдоль Терского берега. Аметистовые берега.
25.
26. Красивейшая природа и красивейшие дороги
27.
28. Немного покатавшись по берегу Белого моря, уходим на грейдер и дальше на Варзугу. Поселение Варзуга находится на одноименной реке и разделена пополам.
29.
30. Сообщение между двумя половинками происходит таким вот образом.
31. Одна из главных достопримечательностей Варзуги - Успенкая церковь
32. И колокольня
33. Из Варзуги возвращаемся немного назад и въезжаем в Кузоменьские пески
34. Травим колеса
35. Пески распространяются по окрестным территориям.
36. Создавая отличный полигон для внедорожных развлечений
37. И просто довольно необычные пейзажи для здешних мест
38. Но сейчас распространение песков стараются сдерживать. Один из способов, такие вот заградительные полосы, в которых образуются высокие песчаные дюны. Особенно мне понравилась пешеходная дорожка в Кузомени, которую я конечно же не сфотографировал. Представляется она из себя некий деревянный "тротуар", на сваях, которые приподнимают его над песком.
39. От Кузомени выходим на место впадения реки Варзуги в Белое море. Там нас уже ждут.
40. Псы были ласковые и привередливые.
41. Галеты есть не стали. Но гладились с удовольствием.
42. Возвращаться решили старой дорогой. Сначала берегом.
43. Небо отбрасывает темные полосы сквозь облака.
44. Леха решил, что это знак, и он должен искупаться в Белом море.
45. Дальше был брод.
46. Все внимание на лицо ребенка.
47.
48. Мы забыли, что мы находимся на морском побережье, и бывают приливы. К этому броду мы подошли на пике прилива. Правда выше была объездка, но решили встать на берегу, ибо дело шло уже к закату.
49. А вот так этот брод выглядит во время отлива.
50. Напоследок заехали пособирать аметистов.
51. Скромный улов маленьких аметистов, и куча камней с ярко выраженными кристаллами, под распил.
52. Знаменитая скала на мысе Корабль
53. Эти товарищи облепили скалу и создали зону отчуждения. Запах как на птицефабрике.
54. Прокатившись по берегу до Кашкаранцев, уходим на грейдер и едем дальше на север в Хибины. Об этом в следующей части. На фото вид на Кандалакшу.
Часть 2. Хибины
Преодолев небольшой перегон от Кандалакши, пополняем запасы провизии в Апатитах. Из-за позднего времени остаемся без пива Кольское:(. Но на горизонте появляется уже почти родной Кировск. Слева виднеются такие знакомые корпуса завода АНОФ. За последние годы прибавилось светофоров. В общем приступ ностальгии сменяет расстройство упущенных возможностей.
Достаточно быстро проскакиваем Кировск и на закате уходим в Хибины.
1. Хибины встречают снежной аркой, которая еще пару дней назад, была целой.
2. Погода еще по пути начинала намекать, что сильно расслабиться нам не даст. Зато радуга, двойная!
3. Остатки солнца красиво подсвечивали вершины гор
4. Примерно за полтора часа доезжаем до озера Гольцовое и начинаем пересекать череду бродов
5. В ,кажется, предпоследнем броде, Леха, увидев что по накатанной траектории вода полностью скрывает мои 35 колеса, решил схитрить и поехать левее...
Уже катаясь около озера в поисках места, я слышу в рацию призывы о помощи. В салон П3 активно поступала вода.
6. Быстро разворачиваюсь назад. Начинаем небольшую спасательную операцию
7. Леха сверкаю труселями, прыгает с тросом.
8. Покряхтев лебедкой, как обычно вытащил из болота этого бегемота.
9. Наконец то ставим лагерь. Наконец можно начинать смотреть красоту.
http://oibeer.net/fotos/nasever2014/hibiny/hibiny10.jpg
10. Кстати ночные броды днем выглядят очень даже симпатично.
11. Сутра погода дала немного расслабиться солнце, но не очень надолго.
12. Откуда то оттуда шли свинцовые тучи
13.
14. Вот и начался дождь. Зато опять с радугой, двойной!
15. Панорама озера Гольцовое с радугой
16. На весь оставшийся и следующий день зарядил затяжной дождь. Из под маркизы и почти все оставшееся время было проведено под маркизой, придаваясь кулинарному гедонизму на природе.
Вечером успели познакомиться с парой из Питера, что несколько разбавило погодную хмарь веселыми возлияниями. Если читаете отчет, привет вам.
На третий день снялись с места и поехали колесить по Хибинам. Первым делом заехали на водопад.
17. Вид оттуда шикарный. Где-то у меня уже были такие фотки)
18. Если б не было так холодно, наверное хотелось бы купаться.
19. Достаточно высоко
20.
21.
22.
23. От водопада ушли дальше вглубь гор, с целью подняться по перевалу Южный Рисчорр к Пику Марченко
24. Тот же вид, только с машинкой.
25. Каменный триал, крутые подъемы и спуски. Начал задумываться о понижающем ките в раздатку
26. Запарковали машины и начали подъем уже пешком.
27. Все выше и сложнее. В какой то момент потеряли тропу и забирались практически по отвесной стене. Да еще и дождь опять идет прямо на нас.
28. Но оно того стоило
29. Вершину закрывает облаком.
30. Это был первый раз, когда мне довелось находиться внутри облака, хотя в горах не первый раз.
31.
32.
33. Панорама перевала Южный Рисчорр (большой размер)
34. Промокнув насквозь и продрогнув на ледяном ветре, начинаем спускаться. А главное нашли потеряную тропинку и спускаться стало значительно легче. Машина превратилась в еле видную точку.
35. Облаков зацепилось за верхушку горы и сидит там. А мы переодеваемся в сухое и едем дальше.
36. Каменная река.
37.
38. Ну, а дальше у нас должен был быть Рыбачий, а точнее восточная его часть. Но Мурманск и полуострова заливает дождями. Два дня тупим в гостинице, и гуляем по Мурманску, ожидая "у моря погоды", но прогнозы стали только хуже. Мокнуть еще несколько дней в болотах восточного Рыбачего желания так и не появилось. И в 5 утра мы уходим на длинный перегон до Гирваса в поисках солнца.
Достаточно быстро проскакиваем Кировск и на закате уходим в Хибины.
1. Хибины встречают снежной аркой, которая еще пару дней назад, была целой.
2. Погода еще по пути начинала намекать, что сильно расслабиться нам не даст. Зато радуга, двойная!
3. Остатки солнца красиво подсвечивали вершины гор
4. Примерно за полтора часа доезжаем до озера Гольцовое и начинаем пересекать череду бродов
5. В ,кажется, предпоследнем броде, Леха, увидев что по накатанной траектории вода полностью скрывает мои 35 колеса, решил схитрить и поехать левее...
Уже катаясь около озера в поисках места, я слышу в рацию призывы о помощи. В салон П3 активно поступала вода.
6. Быстро разворачиваюсь назад. Начинаем небольшую спасательную операцию
7. Леха сверкаю труселями, прыгает с тросом.
8. Покряхтев лебедкой, как обычно вытащил из болота этого бегемота.
9. Наконец то ставим лагерь. Наконец можно начинать смотреть красоту.
http://oibeer.net/fotos/nasever2014/hibiny/hibiny10.jpg
10. Кстати ночные броды днем выглядят очень даже симпатично.
11. Сутра погода дала немного расслабиться солнце, но не очень надолго.
12. Откуда то оттуда шли свинцовые тучи
13.
14. Вот и начался дождь. Зато опять с радугой, двойной!
15. Панорама озера Гольцовое с радугой
16. На весь оставшийся и следующий день зарядил затяжной дождь. Из под маркизы и почти все оставшееся время было проведено под маркизой, придаваясь кулинарному гедонизму на природе.
Вечером успели познакомиться с парой из Питера, что несколько разбавило погодную хмарь веселыми возлияниями. Если читаете отчет, привет вам.
На третий день снялись с места и поехали колесить по Хибинам. Первым делом заехали на водопад.
17. Вид оттуда шикарный. Где-то у меня уже были такие фотки)
18. Если б не было так холодно, наверное хотелось бы купаться.
19. Достаточно высоко
20.
21.
22.
23. От водопада ушли дальше вглубь гор, с целью подняться по перевалу Южный Рисчорр к Пику Марченко
24. Тот же вид, только с машинкой.
25. Каменный триал, крутые подъемы и спуски. Начал задумываться о понижающем ките в раздатку
26. Запарковали машины и начали подъем уже пешком.
27. Все выше и сложнее. В какой то момент потеряли тропу и забирались практически по отвесной стене. Да еще и дождь опять идет прямо на нас.
28. Но оно того стоило
29. Вершину закрывает облаком.
30. Это был первый раз, когда мне довелось находиться внутри облака, хотя в горах не первый раз.
31.
32.
33. Панорама перевала Южный Рисчорр (большой размер)
34. Промокнув насквозь и продрогнув на ледяном ветре, начинаем спускаться. А главное нашли потеряную тропинку и спускаться стало значительно легче. Машина превратилась в еле видную точку.
35. Облаков зацепилось за верхушку горы и сидит там. А мы переодеваемся в сухое и едем дальше.
36. Каменная река.
37.
38. Ну, а дальше у нас должен был быть Рыбачий, а точнее восточная его часть. Но Мурманск и полуострова заливает дождями. Два дня тупим в гостинице, и гуляем по Мурманску, ожидая "у моря погоды", но прогнозы стали только хуже. Мокнуть еще несколько дней в болотах восточного Рыбачего желания так и не появилось. И в 5 утра мы уходим на длинный перегон до Гирваса в поисках солнца.
Часть 3. Северная Ладога
Так как на Рыбачий мы не попадали, "на коленке" был проложен новый маршрут по Карелии, большей частью по северной Ладоге. В 5 утра мы выдвигаемся из Мурманска на перегон в почти 1000км до поселка Гирвас. Стоит ли говорить что всю дорогу лил дождь. С заездом в Медвежьегорск начался ураган. Улицы быстро затапливало и заваливало деревьями. Единственная брендовая заправка ТНК, из-за грозы закрылась. Надежды, что в Карелии с погодой нам повезет больше чам в заполярье, таяли. Хоть заправку в конечном итоге все же открыли, пока мы пополняли запасы в продуктовом. Собралась внушительная очередь, которую мы пугали обилием канистр на машинах. Люди подходили и испуганно спрашивали - "А вы все канистры заправлять будете?".
1. В Гирвасе у нас было сразу две точки - это заброшенная ВПП и плотина. Буквально за несколько километров до точки с ВПП, наконец увидели долгожданное солнце.
2. Погоняли по взлетно-посадочной полосе наперегонки. Трешка с двигателем 3.5 и маленьких колесиках была конечно быстрее. В кои то веки решили попробовать взять геокешерский тайник, а его уже кто-то распотрошил.
3. Еще немного покатались, пофоткались и поехали искать место под лагерь на берегу озера Пальозеро
4. Встали на берегу канала, который впадает в озеро, на хорошем песчаном берегу. Небо радовало.
5. А ночью неожиданно пришло северное сияние. Слабое, но вполне заметное. Как назло, я был уже в некотором несостоянии после длинного перегона и выпитого. Настроить фотоаппарат, чтобы нормально сфотографировать сияние, я не смог.
6. Утром поехали на Поор-порог на реке Суна. Нынче, из-за перекрытия реки плотиной, порог сухой.
7. Если я правильно запомнил прочитанное при планировании маршрута, то этот лоток использовался для сплава леса.
8. Ибо по этим порогам его весь переломает
9.
10. По слухам, весной плотину открывают, и эти пороги легко переплюнут водопад Кивач по зрелищности.
11. Отполированная водой поверхность
12. После лотка дно русла выложено скрепленными бревнами
13.
14.
15. Еще одна небольшая плотина на реке Суна, ниже по течению
16. Обводной канал
17. Он же с другой стороны
18. По идее, это самая зрелищная часть, во время открытия шлюзов.
19.
20. Непонятно, как тут оказалась покрышка от карьерного грузовика, да еще и в желтом цвете.
21. А это как раз там самая плотина и водоспуск
22. Водоспуск прорубали в монолите
23. Северозападнее есть длинный лоток, до которого мы не дошли. Но на той же викимапии можно посмотреть на него.
24. Досматриваем плотину и выдвигаемся в сторону Кивача.
25. Вот он, легендарный водопад Кивач. Честно, ожидал от этого водопада большего. Если бы не музей и благоустроенная территория, было бы совсем не понятно, за что берут деньги на входе.
26. От Кивача, выезжаем в сторону Питкяранты, в "ЗКП" на озере. По пути заезжаем в Петрозаводск пообедать. Опять начинает лить дождь. По пути к "ЗКП", в меня со встречки вылетел какой-то олень. Удалось уйти от столкновения на обочину.
Следующие несколько дней отмечали Лехин день рождения. Хаски тоже отмечал.
27. После праздничной передышки двигаем дальше. Почти рядом с "ЗКП" находится Тулмозерский чугуноплавильный завод.
28. Территорию неожиданно облагородили. Повесили информационные щиты, проложили дорожки и построили беседки.
29. Проработал правда этот завод всего несколько лет - с 1899 до 1902 года.
30.
31. В самом большом из цехов, сделали сцену.
32. Рядом находится Рогозерский гематитовый рудник. Заглянуть интересно. Но для человека, искушенного рудниками, ничего особенного.
33. Следующим пунктом был водопад Юканкоски
34. Подначили Леху купаться в водопаде.
35. Он легко поддался и передает всем привет.
36. Водопад Юканкоски является одним из самых высоких водопадов северного Приладожья. Высота около 15 метров.
37. Русло реки разделяется на два водопадика. Чуть севернее есть второй, но до него не пошли. Как обычно, поливал дождь.
38. К вечеру добрались до городка Лахденпохья. В планах было встать на ночь на берегу Ладоги. Но все доступное побережье оказалось застроено особняками, турбазами и прочими домами отдыха. В итоге, разделившись, начали пробовать все отворотки, которые в теории могли вести на берег. Одна из отвороток, по направлению вела к озеру, решил ее проверить. Глубокая колея по достаточному мрачному лесу. С одной стороны болото, с другой крутой склон. Надежды на нормальное место, как и возможности развенуться - нет. Дальше рубимся через болото, немного вверх и неожиданно выезжаем на опушку с таким видом. Место на ночь найдено!
39. Кричу Лехе в рацию координаты места. Спускаемся вниз и фотографируем эту красоту. Полянка с деревом, кстати, находится на огромном овальном камне.
40. От воды поднимается туман
41. Напротив скалистый берег и долгое долгое эхо
42. Наверное, это одно из самых живописных мест, где приходилось останавливаться.
43. Наверху был разрушенный финский хутор. В хуторе нашел такую вот штуку. Решили что это задвижка для печки.
44. Панорама от хутора, пока еще есть солнце. (большой размер)
1. В Гирвасе у нас было сразу две точки - это заброшенная ВПП и плотина. Буквально за несколько километров до точки с ВПП, наконец увидели долгожданное солнце.
2. Погоняли по взлетно-посадочной полосе наперегонки. Трешка с двигателем 3.5 и маленьких колесиках была конечно быстрее. В кои то веки решили попробовать взять геокешерский тайник, а его уже кто-то распотрошил.
3. Еще немного покатались, пофоткались и поехали искать место под лагерь на берегу озера Пальозеро
4. Встали на берегу канала, который впадает в озеро, на хорошем песчаном берегу. Небо радовало.
5. А ночью неожиданно пришло северное сияние. Слабое, но вполне заметное. Как назло, я был уже в некотором несостоянии после длинного перегона и выпитого. Настроить фотоаппарат, чтобы нормально сфотографировать сияние, я не смог.
6. Утром поехали на Поор-порог на реке Суна. Нынче, из-за перекрытия реки плотиной, порог сухой.
7. Если я правильно запомнил прочитанное при планировании маршрута, то этот лоток использовался для сплава леса.
8. Ибо по этим порогам его весь переломает
9.
10. По слухам, весной плотину открывают, и эти пороги легко переплюнут водопад Кивач по зрелищности.
11. Отполированная водой поверхность
12. После лотка дно русла выложено скрепленными бревнами
13.
14.
15. Еще одна небольшая плотина на реке Суна, ниже по течению
16. Обводной канал
17. Он же с другой стороны
18. По идее, это самая зрелищная часть, во время открытия шлюзов.
19.
20. Непонятно, как тут оказалась покрышка от карьерного грузовика, да еще и в желтом цвете.
21. А это как раз там самая плотина и водоспуск
22. Водоспуск прорубали в монолите
23. Северозападнее есть длинный лоток, до которого мы не дошли. Но на той же викимапии можно посмотреть на него.
24. Досматриваем плотину и выдвигаемся в сторону Кивача.
25. Вот он, легендарный водопад Кивач. Честно, ожидал от этого водопада большего. Если бы не музей и благоустроенная территория, было бы совсем не понятно, за что берут деньги на входе.
26. От Кивача, выезжаем в сторону Питкяранты, в "ЗКП" на озере. По пути заезжаем в Петрозаводск пообедать. Опять начинает лить дождь. По пути к "ЗКП", в меня со встречки вылетел какой-то олень. Удалось уйти от столкновения на обочину.
Следующие несколько дней отмечали Лехин день рождения. Хаски тоже отмечал.
27. После праздничной передышки двигаем дальше. Почти рядом с "ЗКП" находится Тулмозерский чугуноплавильный завод.
28. Территорию неожиданно облагородили. Повесили информационные щиты, проложили дорожки и построили беседки.
29. Проработал правда этот завод всего несколько лет - с 1899 до 1902 года.
30.
31. В самом большом из цехов, сделали сцену.
32. Рядом находится Рогозерский гематитовый рудник. Заглянуть интересно. Но для человека, искушенного рудниками, ничего особенного.
33. Следующим пунктом был водопад Юканкоски
34. Подначили Леху купаться в водопаде.
35. Он легко поддался и передает всем привет.
36. Водопад Юканкоски является одним из самых высоких водопадов северного Приладожья. Высота около 15 метров.
37. Русло реки разделяется на два водопадика. Чуть севернее есть второй, но до него не пошли. Как обычно, поливал дождь.
38. К вечеру добрались до городка Лахденпохья. В планах было встать на ночь на берегу Ладоги. Но все доступное побережье оказалось застроено особняками, турбазами и прочими домами отдыха. В итоге, разделившись, начали пробовать все отворотки, которые в теории могли вести на берег. Одна из отвороток, по направлению вела к озеру, решил ее проверить. Глубокая колея по достаточному мрачному лесу. С одной стороны болото, с другой крутой склон. Надежды на нормальное место, как и возможности развенуться - нет. Дальше рубимся через болото, немного вверх и неожиданно выезжаем на опушку с таким видом. Место на ночь найдено!
39. Кричу Лехе в рацию координаты места. Спускаемся вниз и фотографируем эту красоту. Полянка с деревом, кстати, находится на огромном овальном камне.
40. От воды поднимается туман
41. Напротив скалистый берег и долгое долгое эхо
42. Наверное, это одно из самых живописных мест, где приходилось останавливаться.
43. Наверху был разрушенный финский хутор. В хуторе нашел такую вот штуку. Решили что это задвижка для печки.
44. Панорама от хутора, пока еще есть солнце. (большой размер)
Часть 4. Карелия. Опоки на Сухоне. Чухлома.
На чем мы остановились в конце прошлой части? Живописный берег на озере с классическими каменными пейзажами северной Ладоги. Солнечное утро. Пользуемся солнечной погодой, которая в эту поездку не очень то часто нас радовала и купаемся с мылом в ледяной воде. Получаем небывалый заряд северной свежести. Но как бы не хотелось тут остаться еще на денек, нужно двигаться дальше. Собираем лагерь и двигаемся к достаточно знаменитому бункеру в скале, что находится близ Лахденпохья. Погода испортилась, снова начался ливень. В бункере, на момент нашего визита, делать уже нечего. Голые бетонные стены и горный монолит. За несколько минут все осматриваем и едем по маршруту на следующую точку, даже фотографировать ничего не стали.
1.
2. Заезжаем на точку, что на геокешинге именуется не иначе как Лесным джакузи.
3. На самом деле это старая финская плотина на реке Савайнйоки
4. Особо не читая описание и ориентируясь на географическое расположение точек и названия, ожидали там увидеть нечто типа купален в каменно монолите. Но тут купаться что-то желания не возникло
5. Буквально в нескольких километрах еще одно очень живописное место - разрушенная финская Ниемикоскенская бумажная фабрика. Крыша сложилась домиком.
6. Фабрика расположилась на пороге Ниемикоски, о чем собственно красноречиво говорит ее название.
7. Через все основание фабрики протекает бурный поток отобранный у основного течения реки, который в лучшие годы, приводил фабрику в движение. Справа один из выходов потока обратно в реку.
8. Все заросло мхом и отдает зеленцой.
9. Один из валов, если не изменяет память, примерно метр в диаметре.
10. Еше фото внутреннего помещения.
11. Каменная кладка фабричных стен.
12. Нагулявшись по фабрике, попытались проехать к ГЭС и плотине Питкякоски, но как оказалось, попасть на нее можно только с другого берега. Зато нашли очень живописную стоянку около хутора Пёллянен, где и переночевали. Только вот фотографий там никто не сделал.
13. Следующим утром отправились к ГЭС Питкякоски. По плотинам ГЭС можно беспрепятственно гулять. Конечно не огромные ГЭС, на которые регулярно устраивают экскурсии популярным блоггерам, но тоже достаточно красивое сооружение. Основной канал, как я понял, идет чуть левее, под слегка заметным валом. А вот какие конкретно функции выполняет желоб не знаю.
14.
15. Рядом находится старая плотина, к которой ведет дорога через очень зеленый лес. Не припомню, чтобы когда еще приходилось бывать в настолько зеленом и мягком лесу.
16. Старая плотина не так интересна, но можно заглянуть для галочки и попутно взять геокешерский тайник. Наверное единственный раз за поездку, когда мы озадачились поиском контейнера и нашли его.
17. С плотины уезжаем на восток в направлении Видлицы. В Видлице с трудом находим более менее чистое место, чтобы встать на ночевку. Видимо очень редкие отдыхающие озадачиваются вывозом мусора после себя. Утром забрав максимум мусора, едем в сторону нашего места на берегу Онежского озера. Уже на подъездах к Вытегре начинаются проблемы с машиной . Привод болтается и на неровностях полуось входит в резонанс, отдавая жуткие вибрации по всему кузову машины. Потихоньку доезжаем до нашего поворота, но в этот раз решили ограничиться вариантом общедоступного места. Неожиданно встречаем встречаем одноклубников из Москвы. Привет Атаман.
Ранним утром, потихоньку выезжаем в сторону Вологды, со скоростью не больше 60км в час, время от времени включая передок, чтобы глушить возникающую вибрацию, проезжаем 350км за очень много часов.
18. В Вологде, через знакомых находим отличный круглосуточный сервис "AutoCool". Ребята очень оперативно, насколько это было возможно, раздобыли необходимые запчасти. Два дня было потеряно, но подшипник полуоси был установлен. Машина снова была на ходу. Около 22 часов выезжаем из Вологды. Опять льет как из ведра.
19. К 5 утра добираемся к опокам на Сухоне. И я наконец застрял. 5 утра, проливной дождь, машина по крышу закидана глиной сидит в глубокой колее, лебедка отказывается работать на размотку, стопор заклинило. Стома матерится, за что бы не схватился, все в грязи. В какой-то момент все же удается освободить стопор и я вытягиваюсь из глиняной засады как раз когда стало светать.
Утром погода немного наладилась. Стома опять матерится, вступив босой ногой в кусок глины, что отвалился от меня на траву. Любуемся видами.
20. Сухона
21. Опять накрывает кратковременным ливнем, когда уезжаем с места стоянки в деревню Порог.
22. В деревне имеется некоторая туристическая инфраструктура. Можно снять домик или заказать лодку для переправы на другой берег. Встречает нас северный олень.
23. Пока ждали переправы на другой берег, прогуливаюсь по округе.
24. Визитная карточка опоков на Сухоне.
25. Лодочная пристань.
26. На моторке за умеренную платы доставляю к скважине и забирают обратно.
27. В 1941 году ее пробурили почти на 200 метров в глубину. С тех пора она самоизливается фонтаном. Правда говорят, что с годами высота уменьшается.
28. На том берегу наш ночной лагерь.
29. Опоки представляют собой слоеный пирог мягких глиняных пород и ручьи вымывают такие вот разрезы.
30. Около фонтана осталось несколько домов в заброшенных деревнях.
31. Когда то была идея доехать до опоков своим ходом, не прибегая к услугам лодочника. Теперь я уверен, что сделать это можно легко по берегу Сухоны.
32. Местами это почти ровная твердая поверхность.
33.
34. Расслоение глин. Кстати тут есть ценная голубая глина.
35.
36. Небольшой водопадик.
37. Весь в зеленых водорослях.
38. От этого водопадика нас забирает лодка обратно к машинам.
39. Помимо опоков, данное место еще известно опокстроем.
40. Здесь находилась зона ГУЛАГа. Заключенные возводили ГЭС.
41. Но первым же ледоходом она была снесена.
42. Напоминанием об этих событиях, остался заболоченный канал и остатки железобетонных конструкций.
43. Уже на закате, мы покидаем опоки и выдвигаемся в сторону Чухломы. Решаем ехать не через известный телепорт, а по асфальту. Выходит неплохой крюк, а асфальт оказался приемлемого качества только местами. Особенно запомнился неожинно начинающийся кусок грейдера от Мантурово до села Нея. Незадачливые водители оставляют колеса, картера и прочие запчасти, вылетая на приличной скорости с хорошего асфальта в ямы глубиной по колено. На ночь останавливаемся близ одного из лагерей ПЧ.
Ну и вот она - знаменитая Чухлома.
44. Дальше была попытка пробиться к Бушнево с севера от Мизинцево через Рамешки и далее. Дорожные карты ПЧ я конечно же не смотрел и проложил маршрут просто по спутнику. Вобщем достаточно быстро мы поняли почему мероприятие называется Полная Чухлома - болото, лесовозные колеи по пояс. и как назло, ни одной фотографии с места событий, кроме одной фотографии на телефон из машины.
45. Но времени у нас оставалось всего один вечер, поэтому развернулись и поехали брать ближайшие точки с более лайтовым подъездом. Прошли деревянной дорогой от Курьяново до Ваганово. На фотографии деревянный мост через реку Нея.
46.
47. Рядом железобетонный мост разобранной узкоколейной железной дороги.
48. Заброшенная телевышка А330, уже почти в темноте.
49. Один из многочисленных заброшенных храмов Костромской земли.
50. Последняя ночь в очередном лагере ПЧ на возвышенности с глубокими колеями от боггера по всему полю и уже заготовленными дровами. Утром открылся отличный вид на озеро Галичское. С полным удовлетворением, несмотря на дождливую погоду, проблемы с машиной, не взятые точки маршрута, мы заканчивали нашу трехнедельную поездку. До дома оставалось 400 с лишним километров и огромные пробки в столицу перед 1 сентября.
1.
2. Заезжаем на точку, что на геокешинге именуется не иначе как Лесным джакузи.
3. На самом деле это старая финская плотина на реке Савайнйоки
4. Особо не читая описание и ориентируясь на географическое расположение точек и названия, ожидали там увидеть нечто типа купален в каменно монолите. Но тут купаться что-то желания не возникло
5. Буквально в нескольких километрах еще одно очень живописное место - разрушенная финская Ниемикоскенская бумажная фабрика. Крыша сложилась домиком.
6. Фабрика расположилась на пороге Ниемикоски, о чем собственно красноречиво говорит ее название.
7. Через все основание фабрики протекает бурный поток отобранный у основного течения реки, который в лучшие годы, приводил фабрику в движение. Справа один из выходов потока обратно в реку.
8. Все заросло мхом и отдает зеленцой.
9. Один из валов, если не изменяет память, примерно метр в диаметре.
10. Еше фото внутреннего помещения.
11. Каменная кладка фабричных стен.
12. Нагулявшись по фабрике, попытались проехать к ГЭС и плотине Питкякоски, но как оказалось, попасть на нее можно только с другого берега. Зато нашли очень живописную стоянку около хутора Пёллянен, где и переночевали. Только вот фотографий там никто не сделал.
13. Следующим утром отправились к ГЭС Питкякоски. По плотинам ГЭС можно беспрепятственно гулять. Конечно не огромные ГЭС, на которые регулярно устраивают экскурсии популярным блоггерам, но тоже достаточно красивое сооружение. Основной канал, как я понял, идет чуть левее, под слегка заметным валом. А вот какие конкретно функции выполняет желоб не знаю.
14.
15. Рядом находится старая плотина, к которой ведет дорога через очень зеленый лес. Не припомню, чтобы когда еще приходилось бывать в настолько зеленом и мягком лесу.
16. Старая плотина не так интересна, но можно заглянуть для галочки и попутно взять геокешерский тайник. Наверное единственный раз за поездку, когда мы озадачились поиском контейнера и нашли его.
17. С плотины уезжаем на восток в направлении Видлицы. В Видлице с трудом находим более менее чистое место, чтобы встать на ночевку. Видимо очень редкие отдыхающие озадачиваются вывозом мусора после себя. Утром забрав максимум мусора, едем в сторону нашего места на берегу Онежского озера. Уже на подъездах к Вытегре начинаются проблемы с машиной . Привод болтается и на неровностях полуось входит в резонанс, отдавая жуткие вибрации по всему кузову машины. Потихоньку доезжаем до нашего поворота, но в этот раз решили ограничиться вариантом общедоступного места. Неожиданно встречаем встречаем одноклубников из Москвы. Привет Атаман.
Ранним утром, потихоньку выезжаем в сторону Вологды, со скоростью не больше 60км в час, время от времени включая передок, чтобы глушить возникающую вибрацию, проезжаем 350км за очень много часов.
18. В Вологде, через знакомых находим отличный круглосуточный сервис "AutoCool". Ребята очень оперативно, насколько это было возможно, раздобыли необходимые запчасти. Два дня было потеряно, но подшипник полуоси был установлен. Машина снова была на ходу. Около 22 часов выезжаем из Вологды. Опять льет как из ведра.
19. К 5 утра добираемся к опокам на Сухоне. И я наконец застрял. 5 утра, проливной дождь, машина по крышу закидана глиной сидит в глубокой колее, лебедка отказывается работать на размотку, стопор заклинило. Стома матерится, за что бы не схватился, все в грязи. В какой-то момент все же удается освободить стопор и я вытягиваюсь из глиняной засады как раз когда стало светать.
Утром погода немного наладилась. Стома опять матерится, вступив босой ногой в кусок глины, что отвалился от меня на траву. Любуемся видами.
20. Сухона
21. Опять накрывает кратковременным ливнем, когда уезжаем с места стоянки в деревню Порог.
22. В деревне имеется некоторая туристическая инфраструктура. Можно снять домик или заказать лодку для переправы на другой берег. Встречает нас северный олень.
23. Пока ждали переправы на другой берег, прогуливаюсь по округе.
24. Визитная карточка опоков на Сухоне.
25. Лодочная пристань.
26. На моторке за умеренную платы доставляю к скважине и забирают обратно.
27. В 1941 году ее пробурили почти на 200 метров в глубину. С тех пора она самоизливается фонтаном. Правда говорят, что с годами высота уменьшается.
28. На том берегу наш ночной лагерь.
29. Опоки представляют собой слоеный пирог мягких глиняных пород и ручьи вымывают такие вот разрезы.
30. Около фонтана осталось несколько домов в заброшенных деревнях.
31. Когда то была идея доехать до опоков своим ходом, не прибегая к услугам лодочника. Теперь я уверен, что сделать это можно легко по берегу Сухоны.
32. Местами это почти ровная твердая поверхность.
33.
34. Расслоение глин. Кстати тут есть ценная голубая глина.
35.
36. Небольшой водопадик.
37. Весь в зеленых водорослях.
38. От этого водопадика нас забирает лодка обратно к машинам.
39. Помимо опоков, данное место еще известно опокстроем.
40. Здесь находилась зона ГУЛАГа. Заключенные возводили ГЭС.
41. Но первым же ледоходом она была снесена.
42. Напоминанием об этих событиях, остался заболоченный канал и остатки железобетонных конструкций.
43. Уже на закате, мы покидаем опоки и выдвигаемся в сторону Чухломы. Решаем ехать не через известный телепорт, а по асфальту. Выходит неплохой крюк, а асфальт оказался приемлемого качества только местами. Особенно запомнился неожинно начинающийся кусок грейдера от Мантурово до села Нея. Незадачливые водители оставляют колеса, картера и прочие запчасти, вылетая на приличной скорости с хорошего асфальта в ямы глубиной по колено. На ночь останавливаемся близ одного из лагерей ПЧ.
Ну и вот она - знаменитая Чухлома.
44. Дальше была попытка пробиться к Бушнево с севера от Мизинцево через Рамешки и далее. Дорожные карты ПЧ я конечно же не смотрел и проложил маршрут просто по спутнику. Вобщем достаточно быстро мы поняли почему мероприятие называется Полная Чухлома - болото, лесовозные колеи по пояс. и как назло, ни одной фотографии с места событий, кроме одной фотографии на телефон из машины.
45. Но времени у нас оставалось всего один вечер, поэтому развернулись и поехали брать ближайшие точки с более лайтовым подъездом. Прошли деревянной дорогой от Курьяново до Ваганово. На фотографии деревянный мост через реку Нея.
46.
47. Рядом железобетонный мост разобранной узкоколейной железной дороги.
48. Заброшенная телевышка А330, уже почти в темноте.
49. Один из многочисленных заброшенных храмов Костромской земли.
50. Последняя ночь в очередном лагере ПЧ на возвышенности с глубокими колеями от боггера по всему полю и уже заготовленными дровами. Утром открылся отличный вид на озеро Галичское. С полным удовлетворением, несмотря на дождливую погоду, проблемы с машиной, не взятые точки маршрута, мы заканчивали нашу трехнедельную поездку. До дома оставалось 400 с лишним километров и огромные пробки в столицу перед 1 сентября.